Июньские тезисы о капремонте

Тема капитального ремонта многоквартирных домов объёмна и многогранна, тем не менее, конечна. В цикле статей, опубликованных в субботних номерах «Кабардино-Балкарской правды» под рубрикой «Фонд капитального ремонта информирует», мы постарались в доступной форме ответить на основные и волнующие вас вопросы, касающиеся капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. 
 В сегодняшней публикации мы в тезисной форме, на первый взгляд немного несвязно, напомним краеугольные положения.
Первое, о чём нужно помнить теперь уже всегда, – взносы на капитальный ремонт являются для граждан РФ обязательным платежом. В апреле 2016 года Конституционный суд РФ вынес Постановление от 12/04/2016 №10-П, подтвердив правомочность сборов в фонды капитального ремонта. 
Второе – выбор способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса предоставляется собственникам помещений. Многие сегодня спрашивают, почему якобы без их ведома счёт, на который должны идти взносы на капремонт, передали в ведение регоператора. Но ведь у собственников помещений в МКД было целых восемь месяцев в 2014 году, чтобы сделать осознанный выбор. В результате к моменту, когда надо было сделать выбор, специальный счёт на конкретный дом открыли только жители одного МКД в Нальчике, да и сегодня их всего 11. А все остальные в соответствии с законом должны перечислять плату на счета, открытые у регионального оператора – так называемые «котловые».  Хотя и сегодня у собственников есть возможность перейти на конкретный спецсчет, если они сами хотят заниматься вопросами капремонта.
Третье – в том случае, если владельцы помещений в МКД формируют фонд капремонта на счёте регионального оператора, то они являются сторонами обязательственных отношений, которые определены статьёй 181 Жилищного кодекса РФ. В этом случае средства собственников не хранятся в виде накоплений, как при формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, а перечисляются региональному оператору в рамках исполнения обязательств. При этом региональный оператор имеет право средства, полученные от собственников одних многоквартирных домов, которые формируют средства на капремонт на счёте регионального оператора, использовать на возвратной основе для финансирования капремонта общего имущества других многоквартирных домов, собственники которых также вносят взносы на счёт регионального оператора, при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального района или городского округа.
Четвёртое. Согласно официальным данным в Кабардино-Балкарской Республике собираемость взносов на капремонт составляет на сегодняшний день около 10%, остальные 90% числятся должниками. Даже при том, что платёжная дисциплина в СКФО самая низкая среди округов РФ, мы уступаем по этому показателю ближайшим соседям. На этом безрадостном фоне особо выделяются Баксанский, Зольский, Черекский, Эльбрусский районы, в которых собираемость не превышает и полпроцента. Надо признать, что ситуация меняется в лучшую сторону, но пока очень медленно. Это ставит под угрозу выполнение республиканской программы капитального ремонта.
Пятое. К сожалению, основным, если не единственным, методом повышения собираемости стала активизация претензионно-исковой работы. В цифрах это выглядит так: с ноября 2015 года региональный оператор начал претензионную работу с неплательщиками. По состоянию на 28 апреля в суды направлено 1485 материалов на сумму 7 767 000 рублей. Часть из них уже рассмотрена. По всем рассмотренным делам вынесены положительные решения, исполнительные листы направлены в службу судебных приставов. Каковы последствия для граждан? Приведём пример:
собственник помещения в МКД общей площадью 50 кв. м при минимальном взносе на капитальный ремонт 6 руб. 22 коп. обязан ежемесячно оплачивать 311 руб. Обязательства по взносам за капремонт для такого собственника за год составляют 3732 руб. Если собственник проигнорировал квитанции и довёл дело до заведомо проигрышного для себя судебного разбирательства, с него принудительно будет взыскана сумма задолженности в размере 3732 руб., государственная пошлина в размере 400 руб., исполнительский сбор (согласно п. 3, ст. 112 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве») в размере 1000 руб. В итоге общая сумма взыскания после судебного разбирательства составит 5132 руб. Так что не стоит доводить дело до суда. Ведь с введением в России с 1 июня 2016 года упрощённой процедуры взыскания долгов по взносам Фонду капитального ремонта (регоператору) достаточно будет обратиться в мировой суд по месту жительства должника, и суд на основании представленных документов и без вызова сторон в течение 5 дней вынесет судебный приказ.
Другого выхода, к сожалению, нет, так как стоит задача переломить негативную тенденцию и повысить среднюю собираемость платы за капремонт до сопоставимых значений по стране, которая в конце 2015 г. составила 77%. Учитывая экономическую ситуацию и вытекающую из этого невозможность значительного объёма господдержки, это единственная возможность выполнить программу капитального ремонта. 
Шестое. Учитывая, что Фонд капитального ремонта создавался всё же не для наказания неплательщиков, а для обеспечения своевременного и качественного проведения капитального ремонта, региональный оператор предлагает испытанный способ урегулирования разногласий по поводу оплаты за капитальный ремонт – рестуктуризацию задолженности. Большинство неплательщиков осознали необходимость оплачивать взносы на капитальный ремонт своевременно и в полном объёме, но оказались в непростой ситуации. Накопление долга происходит постепенно, но однажды его сумма становится действительно неподъёмной для собственников квартиры.
Если собственник в силу различных причин накопил значительную задолженность и единовременная уплата не представляется возможной, то следует обратиться в Фонд капитального ремонта с просьбой предоставить отсрочку по платежам. 
Заключение договора о реструктуризации долга – это право, а не обязанность фонда, однако он готов пойти навстречу собственникам и заключить с ними соответствующий договор. Заключение такого соглашения позволяет решить вопрос погашения долга во внесудебном порядке, условия обговариваются индивидуально, и даёт возможность погасить долг в максимально короткое время, но без существенного ухудшения материального положения должника. Погашение долга будет происходить не единовременно, как при судебном решении, а постепенно в суммах, которые являются посильными для жильца, и в сроки, приемлемые для фонда.
И последнее. В связи с тем, что Фонд капитального ремонта КБР (региональный оператор) так или иначе вовлечён во все процессы, связанные с организацией региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов, у собственников жилья возникло стойкое убеждение, что именно он является инициатором и организатором этой системы. Об этом свидетельствует смысл более половины из тысяч обращений граждан, поступающих в наш адрес.
Вместе с тем задачи и функции региональных операторов капитального ремонта чётко определены как Жилищным кодексом РФ, так и нормативно-правовыми актами РФ и КБР. В соответствии с этими же документами участниками региональной системы капитального ремонта являются также:
 – Министерство строительства и ЖКХ КБР, которому Правительство КБР делегировало полномочия учредителя Фонда капитального ремонта МКД – координатор, заказчик и разработчик региональной программы капитального ремонта;
– местные администрации муниципальных районов и городских округов КБР – разработчики и исполнители региональной программы капитального ремонта;
– органы жилищного надзора, на которые возложены функции мониторинга технического состояния многоквартирного жилого фонда для определения необходимости и очерёдности капремонта МКД при разработке и актуализации программы, а также ведение реестров МКД, собственники жилья в которых выбрали способ формирования фонда капремонта на спецсчетах;
– управляющие компании, ТСЖ, ЖСК – участники программы.
– собственники помещений в многоквартирных домах.
 Однако в отличие от всех перечисленных участников системы капитального ремонта МКД, наделённых множеством других функций и полномочий, региональный оператор капитального ремонта МКД КБР создан исключительно для выполнения задач, возникших в результате внедрения новой системы капитального ремонта многоквартирных домов и  реализации республиканской программы «Проведение капитального ремонта общего имущества МКД КБР 2014-2043 гг.», принятой постановлением Правительства КБР от 25.03.2014 г. №42-ПП.

Поделиться:

Свежие номера газет КБП


17.08.2019
15.08.2019
14.08.2019
10.08.2019