Повторение пройденного

Программа капитального ремонта многоквартирных домов – одна из самых волнующих население тем  уже успела обрасти множеством мифов и домыслов. В обилии информации, которая поступает из множества источников – телевидения, газет, интернета, листовок на подъездах и даже посредством «сарафанного радио», человеку, не сведущему в сфере ЖКХ, разобраться без подсказки очень трудно. В цикле статей, опубликованных в субботних номерах «Кабардино-Балкарской правды» под рубрикой «Фонд капитального ремонта информирует», специалисты регионального оператора капремонта постарались в доступной форме ответить на основные и самые волнующие  вопросы, касающиеся капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В сегодняшней публикации по вашим многочисленным просьбам мы в тезисной форме напомним краеугольные положения.
Первое, о чём нужно помнить, теперь уже всегда  взносы на капитальный ремонт являются для граждан РФ обязательным платежом. В апреле 2016 года Конституционный суд РФ вынес Постановление от 12.04.2016 №10-П, подтвердив правомочность сборов в фонды капитального ремонта.
Второе – выбор способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с нормами Жилищного кодекса предоставляется собственникам помещений. Многие сегодня спрашивают, почему якобы без их ведома счёт, на который должны идти взносы на капремонт, передали в ведение регоператора. Но ведь у собственников помещений в МКД было целых восемь месяцев в 2014 году, чтобы сделать осознанный выбор. В результате к моменту, когда надо было сделать выбор, специальный счёт на конкретный дом открыли только жители одного МКД в Нальчике, да и сегодня их всего 11. А все остальные в соответствии с законом должны перечислять плату на счета, открытые у регионального оператора – так называемые «котловые».  Хотя и сегодня у собственников есть возможность перейти на конкретный спецсчёт, если они сами хотят заниматься вопросами капремонта. Необходимо лишь сделать осознанный выбор большинством голосов собственников жилья на общем собрании. Просто помните, что при выборе необходимо учитывать много факторов – от года постройки и технического состояния дома до его инвентаризационных характеристик и количества квартир. С учётом этих условий   плюсы и минусы есть у каждого способа формирования фонда.
Третье – в том случае, если владельцы помещений в МКД формируют фонд капремонта на счёте регионального оператора, то они являются сторонами обязательственных отношений, которые определены статьёй 181 Жилищного кодекса РФ. В этом случае средства собственников не хранятся в виде накоплений, как при формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, а перечисляются региональному оператору в рамках исполнения обязательств. При этом региональный оператор имеет право средства, полученные от собственников одних многоквартирных домов, которые формируют средства на капремонт на счёте регионального оператора, использовать на возвратной основе для финансирования капремонта общего имущества других многоквартирных домов, собственники которых также вносят взносы на счёт регионального оператора, при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального района или городского округа.
Четвёртое. Согласно официальным данным в КБР собираемость взносов на капремонт составляет на сегодняшний день около 10%, остальные 90% числятся должниками. Даже при том, что платёжная дисциплина в СКФО самая низкая среди округов РФ, мы уступаем по этому показателю ближайшим соседям. На этом безрадостном фоне особо выделяются Баксанский, Зольский, Черекский, Эльбрусский районы, в которых собираемость не превышает одного процента. Надо признать, что ситуация меняется в лучшую сторону, но пока очень медленно. Это ставит под угрозу выполнение республиканской программы капитального ремонта.
Пятое. К сожалению, основным, если не единственным методом повышения собираемости стала активизация претензионно-исковой работы. В цифрах это выглядит так. С ноября 2015 года региональный оператор начал претензионную работу с неплательщиками. По состоянию на 1 августа в суды направлено 1954 материала на сумму 12742500 рублей. Часть из них уже рассмотрена. По всем без исключения рассмотренным делам вынесены положительные решения, исполнительные листы по этим решениям направлены в службу судебных приставов. Каковы последствия для граждан? Приведём пример:
собственник помещения в МКД общей площадью 50 кв. м при минимальном взносе на капитальный ремонт 6 руб. 22 коп. обязан ежемесячно оплачивать 311 руб. Обязательства по взносам за капремонт для такого собственника за год составляют 3732 руб. Если собственник проигнорировал квитанции и довёл дело до заведомо проигрышного для себя судебного разбирательства, с него принудительно будет взыскана сумма задолженности в размере 3732 руб., государственная пошлина в размере 400 руб., исполнительский сбор (согласно п.3 ст.112 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве») – в размере 1000 руб. В итоге общая сумма взыскания после судебного разбирательства составит 5132 руб. Так что не стоит доводить дело до суда. С введением в России с
1 июня 2016 года упрощённой процедуры взыскания долгов по взносам Фонду капитального ремонта (регоператору) достаточно обратиться в мировой суд по месту жительства должника, на основании представленных документов без вызова сторон суд в течение пяти дней вынесет судебный приказ. Эта работа уже началась и быстро набирает ход.
Другого выхода, к сожалению, нет, так как стоит задача переломить негативную тенденцию и повысить среднюю собираемость платы за капремонт до сопоставимых значений по стране, которая в конце 2015 года составила 77%. Учитывая экономическую ситуацию и вытекающую из этого невозможность значительного объёма господдержки, это единственная возможность выполнить программу капитального ремонта. В связи с этим     
Шестое. Учитывая, что Фонд капитального ремонта создавался всё же не для наказания неплательщиков, а для обеспечения своевременного и качественного проведения капитального ремонта, региональный оператор предлагает испытанный способ урегулирования разногласий по поводу оплаты за капитальный ремонт – реструктуризацию задолженности. Большинство неплательщиков осознали необходимость оплачивать взносы на капитальный ремонт своевременно и в полном объёме, но оказались в непростой ситуации. Накопление долга происходит постепенно, но однажды его сумма становится действительно неподъёмной для собственников квартиры.
Если собственник в силу различных причин накопил значительную задолженность и единовременная уплата не представляется возможной, следует обратиться в Фонд капитального ремонта с просьбой предоставить отсрочку по платежам.
Заключение договора о реструктуризации долга – это право, а не обязанность фонда, однако Фонд капитального ремонта КБР готов пойти навстречу собственникам и заключить с ними соответствующий договор. Заключение такого соглашения позволяет решить вопрос погашения долга во внесудебном порядке, условия обговариваются индивидуально и дают возможность погасить долг в максимально короткое время, но без существенного ухудшения материального положения должника. Погашение долга будет происходить не единовременно, как при судебном решении, а постепенно в суммах, которые являются посильными для жильца и в сроки, приемлемые для фонда.
И последнее. В связи с тем, что Фонд капитального ремонта КБР (региональный оператор) так или иначе вовлечён во все процессы, связанные с организацией региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов, у собственников жилья возникло стойкое убеждение, что именно региональный оператор является инициатором и организатором этой системы. Об этом свидетельствует смысл более половины из шести с половиной тысяч обращений граждан, поступающих в наш адрес.
Вместе с тем задачи и функции регио-нальных операторов капитального ремонта чётко определены как Жилищным кодексом РФ, так и нормативно-правовыми актами РФ и КБР. В соответствии с этими же документами участниками региональной системы капитального ремонта являются также:
 –  Министерство строительства и ЖКХ КБР, которому Правительство КБР делегировало полномочия учредителя Фонда капитального ремонта МКД, – координатор и заказчик региональной программы капитального ремонта;
– местные администрации муниципальных районов и городских округов КБР – разработчики и исполнители региональной программы капитального ремонта;
– органы жилищного надзора, на которые возложены функции мониторинга технического состояния многоквартирного жилого фонда для определения необходимости и очерёдности капремонта МКД при разработке и актуализации программы, а также ведение реестров МКД, собственники жилья в которых выбрали способ формирования фонда капремонта на спецсчетах;
– управляющие компании, ТСЖ, ЖСК – участники программы;
– и, разумеется, собственники помещений в многоквартирных домах, утверждающие на общих собраниях объёмы работ, сроки их проведения и сметы, а также своего полномочного представителя, без участия которого приёмка выполненных работ невозможна. Но вместе с тем в соответствии с Жилищным кодексом РФ обязанные нести расходы на содержание принадлежащего им помещения, а также участвовать в расходах на содержание и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в общей собственности на это имущество.
Однако в отличие от всех перечисленных участников системы капитального ремонта МКД, наделённых множеством других функций и полномочий, региональный оператор капитального ремонта МКД КБР создан исключительно для выполнения задач, возникших в результате внедрения новой системы капитального ремонта многоквартирных домов и  реализации республиканской программы «Проведение капитального ремонта общего имущества МКД КБР 2014-2043 гг.», принятой постановлением Правительства КБР от 25.03.2014 г. № 42-ПП.

Поделиться:

Свежие номера газет КБП


05.12.2019
03.12.2019
30.11.2019
29.11.2019