Залим Мирзоев: Для актёра важно избегать проторЁнных тропинок

В большом, богато иллюстрированном фотоальбоме «Тверской академический театр драмы», выпущенном к знаменательной дате – 250-летию драматического театрального искусства в Твери, достойное и заслуженное внимание уделяется  одному из ведущих актёров прославленного театра, нашему земляку, заслуженному артисту Российской Федерации Залиму Мирзоеву.
Залим Мирзоев – выпускник актёрского факультета (1975 г.) прославленного  московского Высшего театрального училища имени Щукина – оказался в коллективе одного из ведущих госдрамтеатров Советского Союза совсем непросто и не сразу после окончания «Щуки», как любовно называют театральное училище его выпускники. К тверской  театральной сцене он добирался целых семь  лет. До этого был принят в труппу Кабардинского госдрамтеатра имени Али Шогенцукова, откуда Залима вскоре забрали на  службу в ряды Советской Армии. Отслужив, он обратно уже не вернулся. Мирзоева пригласили в театр имени Горького. Пять лет отдал он этому коллективу. Больше задерживаться здесь не стал, хотя руководство театра и коллеги актёра ценили и уважали.
Как попал наш земляк в труппу Тверского академического театра драмы? 
Вспоминает Залим Хажмирзович: «В какой-то момент я ощутил, что в Нальчике не вижу для себя перспективы творческого роста, к тому же сказывались мизерная зарплата и отсутствие жилья. Поэтому решил уйти из драмтеатра имени  Горького. Но куда податься?  Решил отправиться в Ригу, где работал мой любимый режиссёр Кац. Театр, который я увидел, меня потряс. Я впервые ощутил безграничную власть сценического действа над зрительным залом. Но остаться в Риге не удалось из-за бытовой неустроенности. К тому времени у меня  уже было несколько предложений из разных городов. Случайно заехав в Тверь навестить Анатолия Татарова, своего однокашника по «Щуке», остался там».
В 1982 году Залима Мирзоева принимают в труппу Тверского академического театра драмы, где он вскоре становится ведущим актёром и создаёт целый ряд сложных и разноплановых образов. Мирзоев – актёр  с ярко выраженной индивидуальностью, взрывной, темпераментный. Ему близки характерные и психологические роли.
Большая преданность театру позволила ему возглавить художественно-постановочную часть – одно из самых сложных подразделений. 
Им сыграны десятки ролей. Салай Салтанович – «Последняя жертва» А. Островского, Султан – «О женской верности», священник – «Любовная месса» и другие. Персонажи в новеллах «Декамерона» Дж. Боккаччо, Иржи – «Мать» К. Чапека, Велимир – «Доктор философии» Б. Нушича, Бруно Капра – «Убийство в Крикленде» Д. Патрича, Протей – «Два веронца» У. Шекспира, Фисел – «Генералы в юбках» Ж. Ануя, Марио – «Игра любви и случая» П. Мариво, Григорий – «От субботы до воскресенья» С. Лобозерова, Коба – «Дети  Арбата» А. Рыбакова, Тита Нани – «Кьоджинские  перепалки» К. Гольдони, Гастингс – «Ночь ошибок» О. Гольдсмита, Дорн – «Чайка» А. Чехова, Емельян Пугачёв – «Капитанская дочка» А. Пушкина.
В 1986 году Залим дебютировал в качестве  режиссёра. На малой сцене им поставлены «Колокола» Г. Мамлина, где он сыграл центральную роль Хмарова. На сцене тверского Театра для детей и молодёжи он также поставил спектакль «Услышь и будь счастлив» по пьесе А. Соколовой «Фантазия Фарятьева».
Представляет интерес отношение З. Мирзоева к понятию «провинциальный театр». На его взгляд, провинция – это просто географическая точка. В любом провинциальном театре есть замечательные талантливые актёры.
Залим Хажмирзович вспоминает: «О нас узнала вся страна только после постановки «Чонкина». Как-то в 80-е годы мы гастролировали в Минске. В это же время там гастролировал и московский Театр сатиры. Приехали все звёзды: Миронов, Державин, Ширвиндт, Папанов, Аросева… 
Первую неделю наши билеты продавались в нагрузку к билетам на спектакли Театра  сатиры. А через неделю случилось чудо: для минчан вопрос о лишнем билетике на  спектакли Калининского (тогда ещё не Тверского) театра драмы стал очень актуальным. Народ повалил на наши спектакли. Я долго ломал голову над этим феноменом. Возможно, злую шутку сыграла некая снисходительность московских звёзд к провинциальному зрителю. А мы играли все спектакли на нерве. Мы рвали души. Зритель может простить все, кроме неискренности».
«Для актёра очень важно найти своего режиссёра, – говорит Залим. И он его нашёл. В сериале «Пока цветёт папоротник» ему посчастливилось  работать с Евгением Бедаревым. – Это человек, который раскрывает в тебе те  резервы, о которых, быть может, ты и сам не знаешь. Я никогда не думал, – продолжает он, – что с режиссёром можно общаться без слов, пока не встретил его и не поработал с ним».
 Назвав фильм, в котором принимал участие  наш земляк, было бы непростительно не рассказать о Залиме Мирзоеве как об актёре кино, где он также проявил свой во многом уникальный талант.
На кинофестивале в Каннах 25 мая был показан фильм «Утописты» с Мирзоевым в главной роли. Он представлялся во внеконкурсной программе знаменитого кинофорума, так как хронометраж новеллы превысил регламент.
Рассказывает Залим: «Вместе с этим фильмом для меня многое случилось впервые: роль написана на меня, я впервые попал на афишу, и фильм с моим участием оказался на престижнейшем международном кинофоруме. В Канны я не ездил, но, по рассказам команды, представлявшей его, фильм приняли очень тепло, в зале были и смех, и слёзы».
Кстати, в мае «Утопистов» показали не только во Франции, но и ещё на двух российских кинофестивалях – в Воронеже, где он взял приз зрительских симпатий, и в Ярославле, где по версии молодёжного жюри  фильм занял первое место.
Работа актёра – тяжёлый труд, связанный с большими  душевными и физическими перегрузками. Залим вспоминает два случая: как всю ночь снимали бой двух колдунов под водой на глубине трёх метров в бассейне «Москва» и когда ему пришлось с десяти утра до шести вечера бегать по горам с рюкзаком за плечами.
Театр, по словам актёра, всё же главное в его жизни. В театре есть живая энергетика, говорит Залим: «Зритель для меня прежде всего собеседник. И когда удаётся найти общую интересную тему, бываешь бесконечно счастлив. И наоборот».
Залим Мирзоев более сорока лет на театральной сцене и, разумеется, все эти годы он лицом к лицу со зрителем. «Зритель изменился за эти десятилетия?» – задал я вопрос актёру.
«Да, впрочем, как и сам театр. Но разговоры о том, что зритель в театр приходит только для того, чтобы расслабиться, далеки от истины.  И сегодня есть зритель, которому нужна философия. У нас в театре целая плеяда молодых и талантливых актёров, которые своей игрой отвечают на многие вопросы зрителей, с которыми те приходят на постановки. Я очень рад, что молодые коллеги меня принимают и не относятся как к какому-то реликту. Через них я понимаю сегодняшний язык, на котором  говорит современный зритель».

Тазал МАШУКОВ.
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


22.08.2019
20.08.2019
17.08.2019
15.08.2019