Комедия, а на деле – жизнь

Спектакль-бенефис заслуженной артистки КБР Рушании Кулахметовой «Рождественский романс» по пьесе Н. Птушкина показан в Государственном русском драматическом театре им. М. Горького в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, лауреата Государственной премии РБ Мусалима Кульбаева. Художник-постановщик Пётр Мамбетов.
«Любимой мамочке посвящается», – в свою очередь даёт ремарку Рушания к спектаклю, что вполне ассоциируется с его темой, традиционно называемой темой отцов и детей. Словом, отношениям поколений, материнскому и дочернему долгу. Взаимоотношения поколений в спектакле выходят, таким образом, за рамки заявленного посыла «лирическая комедия», восходя к вполне ощутимой социальной драме.
Хотя моя попытка возвести лирическую комедию в некую социальную драму – это лишь субъективное суждение, которое разбивается по ходу развития спектакля. Смех в зале, то и дело поддерживающий все экивоки весёлых сцен, приправленных забавными  диалогами, не оставляет камня на камне от первоначальной попытки трансформировать лирическую комедию в некую социальную драму. Но если вдуматься в суть вещей и явлений – самой темы, то можно сказать, что автор пьесы, создавая её, если и не задавался такой задачей, то всё-таки поднимает здесь проблему поколений.
В первой же сцене, где мы видим двух женщин – мать и дочь (первую играет заслуженная артистка РФ и КБР Валентина Костюкова), мать предстаёт тираном, почти сломавшим судьбу дочери Татьяны, в роли которой занята заслуженная артистка КБР Рушания Кулахметова. С годами Софья Ивановна, наконец почувствовав вину перед дочерью, хоть и поздно, но очень желает ей личного счастья. 
В начальной сцене мама, хоть и картинно, но, кажется, всерьёз переживает о том, что она скоро покинет сей бренный мир, оставив в «статусе» старой девы Татьяну. Между матерью и дочерью теперь полное взаимопонимание: в свою очередь дочь готова сделать всё возможное и невозможное, чтобы осчастливить больную старую женщину. Между ними происходит в меру забавный, но очень доверительный разговор. Теперь обе они в руках судьбы – капризной дамы, которая может позволить себе всё. В её власти казнить и миловать. Чтобы наконец воплотились в жизнь мечты обеих женщин, нужно ввести в действие ещё одного героя. Им становится Игорь в исполнении Асланбека Мисостишхова.
«Квадрат персонажей» вскоре замкнёт и столь необходимая для полноты счастья матери «внучка» Дина, в роли которой выступила Мария Малишевская. 
Всем четверым приходится долго распутывать клубок интриг. Психологически точны и комичны в своих интерпретациях персонажей актёры, точно уловившие общую тональность содержания и идеи материала.
Можно сказать, весь спектакль построен на спасительной лжи во благо. В данном случае особенно необходимой для «убаюкивания» беспокойного сердца Софьи Ивановны, поздно спохватившейся о будущем дочери Татьяны, которая сумела невесть откуда свалившегося ей на голову импозантного мужчину с букетом цветов и бутылкой шампанского, ничего не понимающего поначалу, представить матери своим поклонником.
И всё теперь в угоду матери: Татьяна вводит в игру и случайную молодую женщину, якобы некогда брошенную ею дочь. Надо видеть сначала отчаяние, а потом радость бабушки, неожиданно обретающей внучку (в этой сцене актриса великолепна).
Теперь, кажется, мечты «умирающей» матери и бабушки сбываются. Женщина верит, что Игорь и Дина – жених и дочь Татьяны. Стареющая дама ликует, на пике эйфории она отдаёт семейные драгоценности Дине, роль которой, как показалось, актриса несколько переигрывает. Не верится, что продавщица овощной лавки может быть настолько стервозной, выросшей в асоциальной среде. Софья Ивановна как бы ослепла от счастья, в ней борются сомнения по поводу прошлой ошибки дочери и радость обретения родного человечка.
Рушания Кулахметова рисует в целом мягкий, филигранный образ своей героини. В иные моменты угловатая старая дева преображается, чтобы, проявив решительность (ведь всё она делает ради мамочки), заставляет респектабельного Игоря включиться (тоже ради Татьяниной мамочки) в игру, которая, наконец, обретает черты реальности. Конечно же, хорош вальяжный Игорь (Асланбек Мисостишхов), которого сам бог послал двум несчастным в своём одиночестве женщинам.
В завершение нить судьбы, как в сказках, превращается в золотую, дабы подтвердить, что долгое ожидание счастья также может стать в итоге его эквивалентом. Запутанная ситуация счастливо разрешается. Игра актёров, психологически точно расставивших акценты, полнокровна и убедительна. Спектакль умный, весёлый, только жаль, что зрительный зал был не до конца полон.
На спектакль пригласили гостей республики, отдыхающих в наших санаториях. Без них, собственно говоря, играть было бы не для кого. А ведь мы так любим громко заявлять, что являемся театральным городом! В отдельных случаях – да. Однако театр мы посещаем редко. Наши труппы работают в полную силу, но, побывав на «Рождественском романсе», ещё раз хочу спросить: для кого, если не для его величества зрителя, создаются театральные постановки?
 

Светлана МОТТАЕВА.
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


16.07.2019
13.07.2019
11.07.2019
09.07.2019