Штрихи к портрету писателя, актёра, драматурга Ибрагима Маммеева

В рамках Года театра в ГНБ им. Т.К Мальбахова прошёл вечер воспоминаний «Верность себе и театру», посвящённый 100-летию со дня рождения заслуженного артиста КБАССР, поэта и драматурга, участника Великой Отечественной войны Ибрагима Шакмановича Маммеева.
На вечере присутствовали почётные гости – дочь Людмила Маммеева, зав. библиотекой СКГИИ, писатели, театральные деятели и молодёжь.
Встречу предварила видеопрезентация «Театра мир откроет нам свои кулисы», рассказывающая не только о блистательном пути служителя балкарской национальной сцены, но и ратных подвигах И. Маммеева – личности масштабной и многогранной, бесстрашном воине, дошедшем до Берлина. На книжно-иллюстративной выставке «В главной роли актёр» участники смогли увидеть артиста и драматурга, а также талантливого писателя и поэта, чьё творческое наследие по праву вошло в историю кабардино-балкарского сценического искусства, литературы и Великой 
Отечественной войны.
Организаторы и ведущие вечера – зав. отделом литературы по искусству заслуженный работник культуры КБР Зарема Кужева и ведущий библиотекарь отдела Зайнаф Геграева  подчеркнули, что национальная библиотека в рамках года театра запустила проект «Его величество театр», в который с полным основанием вписывается личность И. Маммеева, человека, гражданина и сына своего мятежного времени.
Мыслитель, драматург, актёр, незаурядная личность, с именем которого связано развитие и становление профессионального театрального искусства республики. Таков И. Маммеев. 
Перелистаем страницы его биографии. Поэт, актёр, драматург Ибрагим Маммеев родился в с. Кёнделен Эльбрусского района. Из прожитых им 85 лет 65 отданы театру. А всё начиналось со школьной скамьи – с репетиций Ибрагима в театральном кружке и первых стихов для школьной стенгазеты. Затем последовала учёба в студии колхозно-совхозного театра в Нальчике.
Его первая актёрская премьера на сцене состоялась в роли комиссара Кошкина в спектакле «Любовь Яровая» Константина Тренева. День премьеры спектакля – 7 декабря 
1939 г. – можно назвать боевым крещением профессионального Балкарского театра.
Но 1940 год круто изменил судьбу молодого актёра: тот был призван на военную службу в пограничную часть, где в 1941 г.
встретил войну. Отступая с погранотрядом в 1942 г.,
оказался в Воронеже, затем в городе Перемышле. В 1943 г. старший сержант Маммеев был переброшен в Старый Оскол. Оказавшегося в ставке Воронежского фронта И. Маммеева приписали к штабу командующего армией. Он прошёл через танковую баталию на Курской дуге. Со II Украинским фронтом принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева.
Лишь единицам известно, что в годы Великой Отечественной войны писатель, баснописец, драматург Ибрагим Маммеев входил в личную охрану генерала армии Ватутина и маршала Советского Союза Жукова. В 2000 г. в журнале «Минги Тау» вышли воспоминания Ибрагима Маммеева «Колесо времени», где он, хоть и кратко, но всё же рассказал о своих встречах с 
Н. Ватутиным, Н. Хрущёвым и Г. Жуковым.
За год до смерти автора увидел свет сборник пьес «На чужбине» («Киши жеринде»). В драме-повести «Открывайте окна» он возвращается к событиям войны. 
Молодой актёр, сын балкарского крестьянина из селения Кёнделен Ибрагим Маммеев стоял в карауле при подписании акта о капитуляции Германии. 
Ибрагима в Красную армию забрали в 1940 г. К тому времени он успел сыграть на сцене только одну роль. Судьбе было угодно, чтобы в 1943 г. 
И. Маммеев со своим другом Федуловым получил приказ: доставить пакет в штаб Воронежского фронта и остаться там. Ибрагим Шакманович вспоминал: «Таким образом я начал служить в охране командующего Воронежским фронтом генерала армии Ватутина. Наш долг – безопасность его жизни». 
Статный, крепкий, наделённый природной силой и харизмой, Маммеев внушал доверие всякому, кто с ним сталкивался в жизни. Эти качества и позволили молодому человеку служить в охране выдающихся советских полководцев.
После смерти Ватутина вышел приказ об усилении охраны маршала Жукова. Так Маммеев поступил под его командование. Из воспоминаний последнего мы узнаём о некоторых подробностях, связанных с пактом о капитуляции Германии. В частности, о том, как 
8 мая 1945 г. рано утром их группа прибыла в пригород Берлина Карлсхорст и остановилась возле бывшего военно-инженерного училища. Охрана, осмотрев помещение, встала у дверей. Маршал Жуков прибыл туда к полудню…
Награждённый многими медалями, орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, 
И. Маммеев демобилизовался лишь в 1946 г. Но вернуться на родину после долгого отсутствия не довелось  – он вынужден был отправиться в Киргизию, где находились его депортированные родные. Там, в с. Чок-Тобе, он работал учителем в школе, а затем директором библиотеки.
Лишь в 1956 г., вернувшись в Кабардино-Балкарию, Маммеев  получил возможности для реализации творческого потенциала. В первые месяцы пребывания на родине он был задействован в воссоздании рес-
публиканского печатного органа на балкарском языке – стал корреспондентом и заведующим отдела культуры газеты «Коммунизмге жол», попробовал себя в пуб-
лицистике. По-видимому, это стало определённым толчком в развитии его литературного творчества. Ведь ещё в юности Маммеев писал стихи и баллады, кое-что публиковал на страницах газет. В 1958 г. отдельным изданием вышел первый сборник его стихов «Коса», а впоследствии  в издательстве «Эльбрус»  увидели свет сборники «Тебе мой подарок» (1962), «Голос земли» (1976), «Позови меня» (1984), «Пой, свирель!» (1992) и другие.
Но творческое имя Ибрагиму Маммееву создали не столько поэзия и проза,   публицистика и драматургия. Опираясь на сюжеты из истории и современности балкарского народа, он создал пьесы «Поэма о любви», «После свадьбы», «Крепость Шамая», «Феодал», «Зрячая любовь», «Раненый тур» и другие. Жанровую особенность пьес Маммеева специалисты определяют как социально-философские драмы и драмы-сказки. Ибрагим Шакманович до последнего дня служил театру верой и правдой. Он автор 16 книг, 14 пьес, десять из которых поставлены на сцене родного театра, 9 пьес переведены им на балкарский язык.
Тонкая лирика, басня, новелла, драматургия, детские сказки – необычайно широк диапазон его литературной деятельности. В разработку каждого из этих жанров он внёс свой вклад, обогатив их новыми образами, мотивами, авторскими откровениями и своеобразием художест-
венного языка.
После второго открытия балкарского театра в 1957 г., И. Маммеев вернулся на сцену. Спустя 17 лет после своей первой премьеры у него появилась возможность раскрыться и как яркому артисту. За годы, отданные служению мельпомене, им созданы десятки образов: Апсаты в «Крепости Шамая», Хан в «Поэме о любви», Кязим Мечиев в спектакле «Раненый тур», Подколесин в «Женитьбе» Гоголя, Миллер в «Коварстве и любви» Шиллера, Юсов  в «Доходном месте» Островского.
Ибрагим Маммеев – заслуженный артист КБАССР, член Союза писателей СССР с 1939 г. Не будет преувеличением сказать, что его творчество явилось бесценным вкладом в балкарскую драматургию и профессиональный театр. Отрадно, что с ним познакомились разные поколения читателей и зрителей. Тысячи раз сцена видела его спектакль «Крепость Шамая», основанный на балкарских народных сказках и предназначенный, конечно, в первую очередь для детей. Спектакль впервые был поставлен в 1968 г. Было время, когда «Крепость Шамая» играли по 300-400 раз в год, и он собирал аншлаги по всему Кавказу.
Крупным публицистическим документом о   театре   стал сборник воспоминаний и статей драматурга «Малкъар театр» («Балкарский театр», 2005), рассказывающий об истории зарождения, становления и развития балкарского театра. 
Воспоминаниями об И. Маммееве поделились народный поэт КБР и КЧР Салих Гуртуев, журналист и поэт, бывший издатель книг юбиляра Светлана Моттаева, главный редактор журнала «Минги Тау» Аскер Додуев, заведующий редакцией балкарской литературы Мухтар Табаксоев, театровед и телеведущая Асият Саракуева, деятели сцены – директор Балкарского драматического театра народный артист КБР Мажид Жангуразов, главный режиссёр театра лауреат Государственной премии КБР Магомед Атмурзаев, ветеран сцены, заслуженный артист КБР Алексей Шахмурзаев.
Все выступления были пронизаны теплом и благодарностью современнику, которого каждый знал лично как человека исключительного, даже без учёта боевых заслуг и успехов в литературной деятельности. 
И. Маммеев остался в памяти выступивших как один из зачинателей молодой балкарской литературы и театра. Служению музам он отдал всего себя.
В канун Дня Победы советского народа над фашизмом имя отважного горца, сына своего народа вписано золотыми буквами в историю Великой Оте-
чественной войны, ратную славу Кабардино-Балкарии.
Встречу украсили солистки Музыкального театра Халимат Гергокаева и Ольга Бойченко.
Дочь Ибрагима Маммеева Людмила также поделилась воспоминаниями об отце, выразила всем сердечную благодарность. 

Светлана Шаваева
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


22.08.2019
20.08.2019
17.08.2019
15.08.2019