Господин оформитель

На заседании президиума Российской академии художеств состоялось вручение академических регалий. Почётным членом РАХ стал член Союза художников России  Руслан Каноков. 
Уроженец с. Шитхала, выпускник  Орловского художественного училища по специальности «художник-оформитель», с 2014 г.
является членом Союза художников России, с 2017-го – членом Союза абстракционистов России и академиком Международной академии творчества. 
Более сорока лет художник, посвятивший себя творчеству, неустанно совершенствует профессиональное мастерство. За эти годы он принял участие в республиканских, региональных и всероссийских выставках и проектах. В 2012 г. в стенах музея изобразительных искусств им. 
А. Ткаченко у Руслана  состоялась персональная выставка, а в 2013-м его персональная экспозиция была представлена в Кабардино-Балкарском фонде культуры.  Спектр интересов как у творческой личности у художника разнообразен, это не только академический рисунок и живопись, но и  декоративно-прикладное искусство, в рамках которого он с увлечением занимается художественной обработкой металла и дерева, а также графика и диджитал-арт. Во всех произведениях Руслана прослеживается авторский почерк, что бы ни было перед нами – графический лист, кованая ограда или монументальная живописная композиция – везде стоит незримая печать автора. Одним из любимых художественных средств выражения у Руслана является линия, её пластичное движение, не имеющее завершения. Несмотря на сбалансированность орнаментальных композиций, лаконичную и законченную форму последних, линия в них абсолютно свободна, она имеет самоценность и осознаёт это. Деталировка каждой из композиций автора, сочетание геометрических и растительных форм делает их схожими с готическими витражными «розами» эпохи раннего Возрождения вне зависимости от того, есть в этих композициях цвет или они монохромны. Названия серии орнаментальных работ говорят сами за себя: «Сапфир», «Турмалин», «Снежный обсидиан: очищение от нечестивости», «Янтарь: кусочек солнца», «Аметист неопьянённый», «Лунный камень» и т.д. В них в большей степени выразилась природная способность автора, сочетающего в работах симметрию, продуманность и математический расчёт с бесконечной красотой движения природных линий, подобных восточной орнаментальной вязи. Серия побуждает к медитации, освобождая сознание от суеты и страстей, настраивая на ясность и упорядоченность. Цвет в жизни произведений Руслана несёт не менее концептуальную смысловую нагрузку – цветная графика автора воспринимается гармонично и законченно, в ней нет места режущим глаз цветосочетаниям, всё говорит о тесной связи человека с природой, общение с которой делает каждого из нас счастливым. 
Всё началось в далёком детстве, когда Руслан полюбил уроки рисования в сельской школе.  Будучи уже солдатом срочной службы, которую он прошёл на Украине, молодой человек оформил санбюллетень, чем сразу вызвал к себе интерес. С тех пор он занимался оформлением информационных уголков в части. К поступлению в художественное училище его подготовил друг Виктор Лупачёв, который на тот момент учился  в Орловском художественном училище. Они познакомились после армии в санатории «Нартан», где Руслан рисовал афиши. Молодые люди поехали в Орёл, и на протяжении года Виктор обучал друга рисованию, организовывая различные постановки и задания. Там же Руслан посещал кружок рисования при Доме пионеров. Их общие усилия привели к «пятёркам» на вступительных экзаменах. Впоследствии его работы составили методический фонд училища и были размещены на стенах учебного заведения как пример для подражания. Мама Руслана не одобрила профессиональный выбор сына, ей хотелось, чтобы он стал врачом, отец, напротив, поддержал его. Руслан до сих пор с теплом вспоминает учебные годы, пленэры в Ферапонтовом и Девичьем монастырях, в Болхове – административном центре Орловской области. За пять лет, проведённых в Орле, Руслан постиг азы ремесла, без дела никогда не сидел, параллельно с учёбой работал в орловском потреб-
союзе, оформляя магазины, кафе и рестораны. Именно тогда он узнал множество профессиональных секретов, необходимых для работы.  Дипломной работой студента, за которую он получил «отлично», стало дизайнерское оформление выставки керамики. По окончании училища Руслана как одного из лучших студентов отправляли на обучение в Харьков на художественно-промышленное отделение вуза, выпускающего монументалистов – витражистов и  мозаичников. Но в двадцать семь лет ему было уже не до учёбы – нужно возвращаться домой, заводить семью, строить дом. По направлению Руслан должен был работать оформителем в Музыкальном театре Нальчика, но он попросился в Нарткалу, где при сельском отделе культуры работала художественная мастерская. И только в 2002 году Руслан открыл свой кооператив по дизайну в Нальчике, оформляя рестораны, кафе и магазины. Уже семнадцать лет Руслан работает директором по строительству, архитектуре и дизайну в спа-отеле «Синдика», где его дизайнерские наработки воплотились как  в интерьере, так и в окружающей территории отеля. За эти годы художник ушёл с головой в собственное творчество, используя каждую свободную минуту. Работоспособности Руслану не занимать, из двадцати-тридцати  эскизов лишь один – лучший – воплощается в жизнь. Девять лет назад Руслан стал активно заниматься компьютерной графикой. Занятие увлекало, но, как любая серьёзная работа, легко не давалось. Есть у художника произведение в этой технике, на изготовление которого понадобился год. Метод и техника, в которой сегодня работает Руслан Каноков, исключительно его ноу-хау, аналогов в этом направлении не имеет. Художник так и говорит улыбаясь: «Это метод Руслана Канокова». Люди, приобретающие его работы, говорят, что живые цвета графических листов радуют их сердца. Сам же художник выделить какое-либо своё произведение не берётся, для него все они ценны и значимы. Однако возьму на себя смелость назвать одну цветную графическую работу в изобретённой им технике под названием «Лонни», сразу бросившуюся в глаза. Как выяснилось из  разговора с художником, её название состоит из первых букв имён внука и внучки, так что особое отношение к этому произведению читается невербально и убедительно. 
Художник необыкновенно продуктивен, его работы не поддаются счёту. Это не только графические листы, но и дизайнерские вещи, вписанные в городской ландшафт и позволяющие человеку чувствовать себя в этой среде комфортно. По эскизам художника созданы и установлены во многих городах страны фонари и светильники, лавочки и кованые ограды в зонах отдыха, скверах,   торговых комплексах и на площадях, графические листы украшают частные и общественные здания. В галерее отеля «Синдика» размещена постоянно действующая экспозиция работ Руслана. 
В сентябре Руслан совместно с Союзом художников КБР планирует организовать персональную юбилейную выставку, которая станет отчётом за семилетний творческий период. Что касается звания почётного члена Российской академии художеств, чувств, вызванных награждением, то Руслан их практически не комментирует, говоря, что ещё не успел осознать. Всё происходило как во сне. 
– Каждый художник, по существу, сам по себе, одинок и погружён в себя, – рассказывает Руслан. –  Стремление к лучшему – самый большой стимул для меня, без этого невозможно расти и развиваться. На церемонии награждения испытывал большое волнение, осознавая оказанную честь, однако распространяться об этом было некогда. Я всё время в работе, идеи и мысли заполняют меня постоянно, и этот процесс не прекращается. Силы для работы я черпаю в карандаше и общении с хорошими людьми. Дома есть небольшая мастерская, в которой провожу свободное время. Практика показала,  что вдохновение может прийти в любое время суток, не спрашивая меня, и тогда из самой маленькой «почеркушки» может вырасти значимое произведение. 

Марина БИДЕНКО
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


18.07.2019
16.07.2019
13.07.2019
11.07.2019