Хобби для настоящих мужчин

В гостях у «Кабардино-Балкарской правды» Расул Бозаев и Мухамед Унажоков. Несколько лет назад они создали в Нальчике клуб исторической реконструкции и посвящают этому хобби всё свободное время.  
В России движение военно-исторической реконструкции возникло на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века и делится на два основных направления.  Это воссоздание материально-духовной культуры определённой исторической эпохи и региона, или воспроизведение исторического события, например, Бородинского сражения или Куликовской битвы. Расул и Мухамед относят себя  к первому типу реконструкторов. Они увлекаются ранним средневековьем, а если быть точнее – культурой скандинавских стран и Древней Руси.  
Руководитель клуба Расул Бозаев – коррекционный психолог в средней школе. Его подопечные – дети с ограниченными возможностями здоровья. Он любит свою работу,  но пришёл к этому не сразу. Окончив филологическое отделение КБГУ, наш гость учился на курсах психологов в Москве и стажировался  в Европе. В школе он работает относительно недавно, но чувствует себя человеком, оказавшимся на своём месте.
Реконструкцией  Расул увлёкся ещё  в Москве. Ему нравится погружение в другую эпоху – воссоздание быта, костюмов, доспехов, оружия и интерьера. По словам нашего гостя, такие вещи позволяют найти нить, связывающую нас с далеким прошлым.
– Я родился в интернациональной семье, – говорит он. –  Среди моих предков есть русские, балкарцы, кабардинцы, грузины, и мне интересны культуры разных народов. Сейчас  мы занимаемся реконструкцией скандинавских стран и средней полосы России IX-XI веков. Но в перспективе собираемся реконструировать материальную культуру народов, живших в этот период на Северном Кавказе.
Клуб существует всего несколько лет, и участников пока немного. Основной костяк – Расул и его друг Мухамед Унажоков.
– Не так давно к нам присоединились Рустам Зумакулов и Ислам Созаев. Кроме того, в клубе занимаются старшеклассники школы, в которой я работаю, – объясняет Расул.  
Он считает, что историческая реконструкция даёт целый ряд позитивных моментов: общение и знакомство с новыми людьми, физическая подготовка, изучение истории и культуры. По словам нашего гостя, клубы исторической реконструкции – настоящее братство, объединяющее представителей разных национальностей и стран.
– У нас есть друзья и единомышленники из Польши, Швеции, Дании, США, – говорит  Бозаев.  – Эти люди близки нам по духу, и ценности у нас общие. Прежде всего это качества, изначально заложенные в мужчине. Защита слабых, забота о семье, умение постоять за себя и близких.
Историческая реконструкция развивается стремительно, привлекая в свои ряды новых поклонников. В фестивалях участвуют до полутора тысяч человек, и это не считая зрителей, которых гораздо больше.
– Приезжая на фестиваль, вы полностью погружаетесь в историческую атмосферу. В наших лагерях аутентично всё, вплоть до еды и напитков, – говорит Расул Бозаев. –  Оказавшись в лагере, мы ставим палатку, переодеваемся в костюмы той эпохи. А дальше начинается общение. Представьте себе полторы тысячи человек, связанных общими  интересами и встречающихся два раза в год. По вечерам участники накрывают столы, и если смотреть на это со стороны, можно подумать, что вы оказались на съёмках исторического фильма.
Фестивали проходят в России и за рубежом. На территории лагеря исторической реконструкции есть таверна, ристалище, тиры для лучников и метателей сулиц –  маленьких копий. Кроме того, к услугам желающих ярмарочные ряды, где можно найти много интересного.  
Пробиться на фестиваль не так просто, как может показаться на первый взгляд. Есть специальные люди, которые следят за дресс-кодом. Если элемент вашей экипировки не соответствует заявленной эпохе, вас могут просто не допустить до участия.  
Мухамед Унажоков шьёт одежду викингов, строго следуя историческим образцам.
– Есть возможность приобрести готовые костюмы, но я считаю, что лучше их шить самому. Это позволяет проникнуться духом эпохи и получить опыт, который всегда на пользу, – говорит Мухамед.  
По образованию он туроператор и турагент, но уже много лет работает  барменом.
– Для меня реконструкция – хобби, которое направило мою жизнь в нужное русло. Изучая культуру  людей, живших много лет назад, понимаешь, что понятия честь, доблесть и порядочность были для них не просто красивыми словами. Благодаря этим принципам мы можем правильно строить свою жизнь и отношения с окружающим миром, – считает Мухамед Унажоков.  
Его друг целиком разделяет эту точку зрения.
– К сожалению, сейчас многие добродетели забыты,  на смену им пришли ложные ценности. На первый план выходят деньги, но это не то, что заставляет биться сердце настоящего воина. В обыденной жизни наши принципы не идут вразрез  с понятиями эпохи, которую мы реконструируем. Это касается всего – взаимовыручки, отношения к женщине, благородства и порядочности. Занимаясь исторической реконструкцией, начинаешь проще смотреть на вещи и открываешь для себя много нового. Мы
изучаем исторические материалы, посещаем музеи, фотографируем, делаем  зарисовки. На самом деле работа ведётся большая, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, – улыбается Расул.
Комплект воина раннего средневековья  весит порядка  пятнадцати килограммов, и это предполагает хорошую физическую подготовку. В своё время Мухамед и Расул всерьёз занимались тайским боксом и поддерживают спортивную форму.
Оружие скандинавского воина  полностью соответствует историческим образцам. Единственная разница – оно не заточено. На фестивалях устраиваются массовые сражения, но они не привязаны к конкретному историческому событию.
Со временем Расул и Мухамед планируют открыть собственную кузницу, но пока пользуются помощью друзей. Братство есть братство, и если у тебя чего-то не хватает, единомышленники всегда выручат и помогут.  
– Это как одна большая семья, где каждый может выбрать направление по душе. Если не нравится ратное дело, всегда есть альтернатива. Моя знакомая, например, занимается гончарным ремеслом, причём это не просто стилизация, а точное повторение средневековых изделий.  Другой товарищ, считающий себя пацифистом, увлёкся резьбой по дереву. Одним словом, каждый занимается тем, что ему по-настоящему интересно.
Как быстро происходит погружение в другую эпоху? По словам Расула и Мухамеда, моментально. Человек надевает одежду IХ века и забывает о гаджетах, автомобилях и цифровом телевидении. Костюм средневекового воина меняет мировоззрение и психологию современного человека.
– На фестивале «Битва тысячи мечей» мы познакомились с реконструктором из Соединённых Штатов Америки. Он сказал интересную вещь. Переодевшись в костюм воина  и общаясь с единомышленниками, понимаете, что ваше сердце принадлежит именно этой эпохе, – говорит Расул Бозаев. – Возраст участников фестиваля может быть самым разным.  Некоторые приезжают всей семьёй, с жёнами и маленькими детьми. Для нас это гораздо интереснее, чем отдыхать на пляжах  Турции или Египта.
 

 

Эдуард БИТИРОВ
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


17.08.2019
15.08.2019
14.08.2019
10.08.2019