Труды учёного актуальны и сегодня

Владимиру Ахмедхановичу Гетегежеву, заслуженному деятелю науки КБР, члену Союза писателей и Союза журналистов СССР, академику Адыгской международной академии сегодня исполнилось бы 85 лет.
Он родился  в 1934 году в  селении Нижний Курп Терского района КБР (по документам – Псыхурей) в семье партийно-комсомольского работника, затем кадрового офицера, погибшего в 1939 г. на территории Польши. После окончания школы работал инструктором исполкома кубинского райсовета, секретарём комсомольской организации. Поступил на историко-филологический факультет КБГУ.
После окончания университета  в 1959 г. был учителем русского языка и литературы. В 1960 г. переведён в Совет Министров КБАССР инструктором оргинструкторского отдела. Затем – аспирантура Азербайджанского госуниверситета им. С. М. Кирова по специальности «Эстетика». Окончив её, работал преподавателем кафедры философии КБГУ, в 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по эстетике в Азербайджанском госуниверситете.
Гетегежев организовал и долгие годы возглавлял кафедру истории философии и научного атеизма, этики и эстетики, затем культурологии. В 1984 г.
он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по специальности «Эстетика» в Московском государственном университете. Он первым исследовал закономерности становления жанрового многообразия национальных литератур и аргументированно структурировал, выделив основные элементы национальной художественно-эстетической культуры. Большое место в его творчестве занимают вопросы преемственности национальных культур. Он вводит понятие «эстетической активности» как аккумулирующее движение от фольклора до профессиональной художественной деятельности.
Гетегежев занимался научно-исследовательской работой по проблемам художественно-эстетической культуры народов Северного Кавказа. Её итоги отражены в монографиях «Ленинские принципы партийности и народности в советской кабардинской литературе», «Литература борьбы и созидания», «Грани новой жизни» и «Тексты лекций по культурологии», «Слово о культуре», исследующих мировой опыт культуры.
Он обосновывал одну из закономерностей исторического пути становления и развития национальных литератур – их органическую связь с принципами фольклора, служившего для народа не только областью художественной культуры, но и своеобразной формой воплощения и осмысления исторической и социально-общественной жизни.
Важное место в этом исследовании занимает освещение путей достижения младописьменными литературами заметных успехов в художественно-эстетическом осмыслении темы патриотизма и героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Правдивое осмысление характера исторических событий военного времени автор считает одним из главных требований к литературному процессу, где центральные образы наделены чувством высокого долга, мужеством, героизмом. Таковыми называются герои прозаических произведений, созданных Алимом Кешоковым, Исхаком Машбашем, Хапачей Каширговым, другими писателями, поднявшими кабардинскую прозу о войне на новую ступень.
Анализ литературно-художест-венного процесса с эстетических позиций – одна из сложнейших задач, стоящих перед литературоведением. В этом смысле одной из заметных работ является монография Гетегежева «Грани новой жизни», которая стала примером качественного роста исследований по литературе и искусству народов Северного Кавказа. В ряду устойчивых  видов художественной культуры адыгских народов называются устно-поэтическое творчество прошлого, художественная самодеятельность (субкультура), просветительская литература XIX в., современная литература и искусство. Автор фиксирует основные классические виды искусства, включающего театр и актёрское искусство, некоторые жанры музыкального творчества (опера и балет), архитектуры, скульптуры и т. д.
Важным в книге является обращение автора к главнейшим социально-эстетическим закономерностям развития национальной художественной культуры.
Одной из первых публикаций в КБР по проблемам теории и истории культуры является монография Гетегежева «Тексты лекций по культурологии», предназначенная для студентов, изучающих новую дисциплину, – культурологию. По замыслу автора, она должна служить не только справочником по духовной и материальной культуре, но и давать конкретную информацию о художественной культуре соответствующего культурно-цивилизованного типа. Но издание выходит за рамки учебного текста и даёт обширный материал по мировой художественной культуре, религиоведению, истории цивилизаций.
Монография «Тексты лекций по культурологии» (Культура Возрождения в XVII в.) – продолжение первой книги по культурологии, в которой  большое значение автор придаёт вкладу мыслителей эпохи Возрождения в понимание культуры, гуманистической сути искусства в рассматриваемый исторический пласт, говорится о творчестве выдающихся личностей той эпохи, их эстетике и искусстве. Во второй части определены наиболее важные художественно-эстетические достижения культуры XVII в.
Среди последних работ Гетегежева – «Слово о культуре». В монографии предпринята попытка выстроить в единое целое многовековую историю мировой культуры, рассмотреть её как сложное явление, которое развивается во времени по своим законам. Она является одной из научных исследований по осмыслению мировой культуры с позиции нового мировоззренческого подхода к материалу. Предметом исследования в работе является культура древних цивилизаций, в частности, Египта, Древнего Востока, греко-римской античности, Византии, европейского Средневековья и Возрождения.
Вклад  В. Гетегежева в проб-лемы культурологии и эстетики народного творчества национальных литератур (кабардинской и народов Северного Кавказа) серьёзен и может немало послужить современной науке.
 

По публикациям доктора филологических наук Раисы Хашхожевой подготовила Лана Черекская
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


10.12.2019
07.12.2019
05.12.2019
03.12.2019