Значимость его исследований трудно переоценить

10 октября исполнилось 80 лет учёному, государственному и общественному деятелю, доктору философских наук, профессору кафедры философии КБГУ им. Х.М. Бербекова Тхагапсоеву Хажисмелю Гисовичу.
В канун этой даты в Санкт-Петербурге вышел в свет сборник его избранных трудов – такой чести, как принято в науке, удостаиваются самые значимые учёные. В предисловии к изданию, написанном известными учёными, сказано: «Тхагапсоев Х.Г. является крупным российским учёным, одним из лидеров философско-культурологической мысли».
Х. Тхагапсоев  родился 10 октября 1939 г. в селении Баксанёнок. После окончания школы с золотой медалью он пошёл учиться по модному в 1960-е годы  инженерному направлению – поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Там же обучался в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию. С 1964-го по 1983 год работал в области технических наук преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой технологии машиностроения Кабардино-Балкарского гос-
университета.
Хажисмель Гисович с самого начала своей деятельности в качестве заведующего кафед-
рой сделал ставку на развитие НИР. Такой подход работал не только на рост квалификации преподавателей, но и давал дополнительные ресурсы для развития материально-технической базы. В этот период были начаты исследования и разработки в сфере высокотехнологичных машиностроительных технологий. В их числе новые технологии в производстве алмазных инструментов, в частности,  нанесение покрытий в струе плазмы на кристаллы алмаза. В развитии технологий ионно-плазменного напыления были достигнуты очень важные и оригинальные результаты, защищённые авторскими свидетельствами на изобретения и патентами. В качестве партнёров кафедры по развитию этих технологий выступали такие широко известные в СССР научно-исследовательские институты, как ВННИИалмаз, Институт сверхтвёрдых материалов АН УССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт методики и техники разведки, а также Кабардино-Балкарский завод алмазных инструментов в  Тереке, который был основным партнёром по хоздоговорным НИР и базой для внедрения результатов исследований. Годовой объём хоздоговорных работ, выполняемых в этот период на кафедре, доходил до 220-250 тысяч рублей. Именно через НИР и ОКР кафедра постепенно добилась прочных связей и постоянного сотрудничества с ведущими предприятиями КБР машиностроительного профиля.
В 80-е гг. его жизнь круто меняется. В 1983-1988 гг. он заведовал отделом обкома КПСС. В 1984 г. Хажисмель Гисович поступил в Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1988-1996 гг. трудился министром образования и науки КБР. Так вся его деятельность, как практическая, так и научно-исследовательская, переходит в гуманитарное русло.  Он устанавливает творческие отношения с рядом ведущих гуманитарных научных и научно-образовательных центров СССР – МГУ им. М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена, Екатеринбургским инженерно-педагогическим университетом, Московским государственным педагогическим университетом им. Шолохова и др.
Совместно с МГУ в Кабардино-Балкарии начинается подготовка психологов и развитие института школьных психологов; совместно с РГПУ разворачивается целый ряд образовательных и научно-образовательных проектов и программ: культурологическое образование, школьное и вузовское; экспериментальные проекты по разработке и освоению культур творческих форм и методов школьного образования и др. Более того, столица Кабардино-Балкарии Нальчик по предложению и настоянию Хажисмеля Гисовича становится «стартапом» дизайнерского образования в постсоветской России – здесь в 1992 г. создаётся первый колледж дизайна в стране под его общим, а в последующем и непосредственным  руководством в роли директора.
Отметим, что интерес к дизайну у Хажисмеля Гисовича появился ещё в бытность студентом МВТУ им. Баумана –  московского вуза, активно вовлечённого в культурное движение и эстетику «шестидесятых». А в последующем, став заведующим «инженерной и технической кафедры, он организовывает специализацию «художественное конструирование». Так что идею «колледж дизайна» он вынашивал годами, пока должность министра и  высокий уровень внедрения инициатив на местах не сделали возможной её воплощение.
Поначалу именно вырастающие из очерченного круга практических задач интеллектуальные векторы диктовали и детерминировали научно-философские и культурологические поиски Хажисмеля Гисовича. В частности, он выдвигает идеи «образование как проектируемое пространство культуры», «парадигма образования как инструмент стратегического управления образовательными процессами», «языковая политика в сфере образования как мера гуманизма социума», «дизайн как форма культуры и область образования» и т.д. Они  нашли развёрнутое отражение в первых значительных публикациях Хажисмеля Гисовича, в частности, в монографиях «Философия образования» (Нальчик, 1996), «Образование: канун новой парадигмы» (Москва, 1996), «Дизайн как феномен культуры и образования» (Нальчик, 1997).
В 1997 году наступает новый рубеж в его «врастании» в гуманитарную науку – он защищает в совете при РГПУ диссертацию на соискание степени доктора философских наук. Основная идея диссертации заключалась в том, что в условиях постиндустриального общества (или общества знаний), когда дифференциация форм потребления, спектр вариаций персональной идентичности и поведенческих стратегий не имеет ограничений, востребован особый парадигмальный тип образования, а именно – «проективно-личностная парадигма». При этом, в отличие от науки, где новые парадигмы формируются, скорее, в плохо управляемых (или не управляемых вовсе) процессах столкновения идей, интересов и амбиций, парадигма образования принципиально конструируема, «рукотворна» и может быть вариативной (вплоть до «проективно-эстетической модели» –  профильные школы, школы художественного образования). 
В 1999 году Хажисмель Гисович становится профессором кафедры философии КБГУ. Он сосредотачивается на решении актуальных научных проблем. Тематический горизонт его научных интересов чрезвычайно широк, чему свидетельством публикация  работ Хажисмеля Гисовича в научных журналах «Вопросы философии», «Философские науки», «Вестник РАН», «Политические исследования», «Педагогика», «Высшее образование в России». 
Значимость его философско-культурологических исследований трудно переоценить. В результате глубокого изучения кавказских культур он выдвинул и убедительно обосновал идею о том, что на Кавказе в ходе длительного тесного контакта и взаимовлияния десятков этносов и культур в рамках относительно небольшого ареала сложился особый тип локальной цивилизации (или сублокальной в контексте Российской цивилизации), который определён (идентифицирован) им как лектонический (от греческого «лектон» – речение, публичное толкование). Внешне подобный тип цивилизации (культуры) выглядит как многоречивый, ритуализованный, манифестационный, ярко выражено коллективный в своей культурной повседневности. Но при этом все культурные действа по канонам культуры лектонического типа (скажем, встреча и приём гостя) совершаются по твёрдой системе правил, при чётком гендерном и возрастном распределении ролей, а также под управлением (присмотром) старшего (института старшего). И самое главное для лектонического типа культуры – роль старшего носит открытый характер, о чём, впрочем, почти неизвестно широкому кругу россиян. То есть  в любой группе людей, занятой неким культурным действом, непременно должен быть свой старший. 
Несмотря на то, что культура Кавказа для многих предстает непонятной, а порой экзотичной, Хажисмель Гисович показал, что эта «экзотика поведения» на самом деле являет собой хорошо организованную групповую форму накопления, хранения, обновления и трансляции социальной информации и культурных смыслов при отсутствии письменности (групповой, интегрированный «механизм» культурной памяти). При этом он полагает, что «лектонический» тип локальной (сублокальной) цивилизации принципиально не привязан к Кавказу, он может возникать везде, где в рамках скромного ареального пространства контактирует множество культур.
На основе предложенных им «ракурсно-тематических» концепций и под его научным руководством за последние годы изданы семь специальных выпусков (полноформатных и частичных) известных российских журналов: «Философские науки», «Вопросы культурологии», «Высшее образование в России», «Научная мысль Кавказа» и др. В рамках этих журналов учёные на общей дискурсивной арене анализируют проблемы развития и диалога этнических культур России. Он также продвигает идею создания сети культурно-ареальных (региональных) центров реинтеграции российского социокультурного пространства, в качестве каковых видятся Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Томск, Екатеринбург.
Нельзя не упомянуть также и его существенные исследования в области социальной философии и политологии. В частности, он стал одним из авторов и разработчиков фундаментального и объёмного энциклопедического издания Российской академии наук «Идентичность. Личность. Общество» (Москва, 2017).
Х. Тхагапсоев всегда уделял большое внимание подготовке молодых учёных, под его руководством  защищены 15 кандидатских диссертаций.
Важное место в жизни Х. Тхагапсоева  всегда занимала общественная работа. Он был депутатом Верховного совета КБАССР в 1986-1990 гг., координатором Общественно-консультативного совета при Президенте КБР в 2007-2013 гг. Его трудовая деятельность получила достойное признание: он награждён орденом «Знак Почёта», Почётной грамотой Президиума Верховного совета РСФСР, Почётной грамотой КБР, почётной грамотой Президиума Российской академии наук, почётными знаками «Изобретатель СССР» и «Отличник просвещения». Указом Президента РФ в  2011 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».
И сейчас Х. Тхагапсоев  плодотворно трудится на ниве науки и продолжает активную преподавательскую деятельность.
Коллеги профессора Х. Тхагапсоева  желают ему крепкого здоровья и новых крупных достижений в науке.

Президент КБГУ, профессор Б. Карамурзов, зав. кафедрой философии, профессор Р. Кочесоков, зав. кафедрой технологии и оборудования автоматизированного производства, профессор М. Яхутлов
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


09.11.2019
07.11.2019
06.11.2019
02.11.2019