Раскаты далёкого грома

На прошлой неделе нальчане смогли насладиться по-настоящему серьёзной музыкой: оперу Аслана Нехая «Раскаты далёкого грома» исполнили в Государственном музыкальном театре КБР симфонический оркестр  государственной филармонии Республики Адыгея и государственный ансамбль народной песни и танца Адыгеи «Исламей». 
И.о. министра культуры Кабардино-Балкарской Республики Мухадин Кумахов зачитал приветственный адрес Главы КБР Казбека Кокова.
Художественный руководитель государственного ансамбля народной песни и танца Адыгеи  «Исламей», народный артист РФ, автор оперы Аслан Нехай поблагодарил всех, кто пришёл в этот вечер в музыкальный театр, и подчеркнул, что культура – важная часть жизни каждого народа, объединяющая людей. Также он отметил, что посвящает показ оперы в Нальчике памяти первого Президента КБР  Валерия Кокова.
Перед началом спектакля также выступили  директор Государственной филармонии Республики Адыгея Мухамед Кулов, директор Кабардинского государственного драматического театра имени Али Шогенцукова Руслан Фиров, председатель Союза композиторов КБР Джабраил Хаупа и главный дирижёр Государственной филармонии Пётр Темирканов.
Любители симфонической музыки и академического вокала смогли послушать концертный вариант произведения. В отличие от сценической подобная форма постановки отличается лаконичностью и не предполагает использования декораций, а также пышных театральных костюмов. На первый план выходят голоса артистов, их актёрское мастерство и музыка, позволяя слушателям оценить всю красоту оперы, не отвлекаясь на визуальные спецэффекты. Премьера сценического варианта оперы состоялась 15 декабря 2011 года при поддержке руководства Республики Адыгея, а концертный вариант постановки увидел свет относительно недавно – 31 декабря 2018 года. 
Нальчик стал завершающим штрихом в большом осеннем гастрольном туре – до этого «Раскаты далёкого грома» услышали в Ростове, Элисте, Астрахани, Волгограде, Москве, Казани, Геленджике, Черкесске и Ставрополе.
В основу либретто оперы «Раскаты далёкого грома» легла книга Исхака Машбаша «Бзиюкская битва». Действие происходит в конце восемнадцатого века, а сюжет отсылает нас к реальному историческому событию – сражению крестьян-тфокотлей против установления над ними крепостного права дворянами-уорками. Несмотря на то, что сражение крестьяне проиграли, за ними осталась моральная победа – крепостные порядки так и не были установлены.
Опера была написана в начале восьмидесятых годов двадцатого века и состоит из трёх актов, пролога и эпилога. Яркие монологи героев литературного первоисточника стали благодатной почвой для создания арий, а диалоги содержали немало полезного материала для вокальных ансамблей и оперных сцен. Сочетание сюжета, имеющего остросоциальный подтекст, с проработанной, идеально структурированной и при этом эмоциональной и гармоничной музыкой позволило композитору создать узнаваемое и масштабное произведение.
На первый план в либретто выходит история молодых влюбленных – батрака Хагура и служанки Акозы, браку которых противостоят дворяне, решающие разлучить пару – именно это обстоятельство и служит катализатором давно назревавшего конфликта. Партии Хагура и Акозы в постановке исполнили заслуженный артист КБР и Республики Адыгея Тимур Гуазов и заслуженная артистка Республики Адыгея Асият Тугуз. 
Помимо этого, другие ведущие партии исполнили заслуженная артистка РФ, народная артистка Республики Адыгея Сусанна Хуако, заслуженный артист Республики Адыгея Казбек Шемирзов, народный артист Республики Адыгея, заслуженный артист КБР Шамсудин Кумук, заслуженный артист Республики Адыгея Айдамир Эльдаров и Руслан Дзыбов. Каждый солист передал свой образ невероятно органично, происходящему на сцене начинаешь верить с самых первых секунд.
Мощная, наполненная эмоциями музыка в исполнении оркестра под руководством дирижёра Каплана Сташа гармонично сочетается с голосами солистов и хора, которые, тонко чувствуя материал, помогают слушателям проникнуться переживаниями каждого героя с помощью точно найденных интонаций и невероятно красивых голосов.
 Целостная, яркая и драматичная опера «Раскаты далёкого грома» – это то произведение, которое хочется слушать, не отрываясь, сопереживая и проникаясь непередаваемой атмосферой. Напряжение не спадает до самого финального выхода хора, как бы замыкающего круг знакомой ещё с пролога мелодией. 
Можно смело сказать, что концертное исполнение оказалось для оперы невероятно удачным ходом, позволяющим по новому взглянуть на это произведение и понять не только всю его глубину и многограннось, но и осознать, какое важное место «Раскаты далёкого грома» занимают в культуре Северного Кавказа. 

Оксана Соколова
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


05.12.2019
03.12.2019
30.11.2019
29.11.2019