Призвание и судьба

Он с детства увлекался  нацио-нальными танцами, но всё-таки решил изменить вектор направления. Наш гость выбрал академическую  хореографию, которая стала его призванием и судьбой. Сегодня Рамед Пачев – главный балетмейстер Музыкального театра и постановщик спектаклей, известных  далеко за пределами Кабардино-Балкарии.
Он прошёл долгий путь от  солиста до главного балетмейстера. По мнению Пачева, уровень современного республиканского балета отличается от советского аналога. 
– Старая труппа была более подготовлена, – считает хореограф. – В нашем театре танцевали  выпускники лучших училищ страны. Они прошли  полный цикл обучения, и с ними было проще работать.   Сейчас ситуация изменилась. Артистов приходится доучивать и исправлять просчёты современного образования. 
По словам Пачева, перед театром стоит немало серьёзных проблем. Одна из них – штатное расписание. 
– Во время  так называемой оптимизации нам урезали штат, – объясняет он. – Тогда никто не задумался, как это может отразиться на творчестве.  В нашем деле не бывает случайных должностей, количество людей,  работающих  в театре, строго регламентировано. 
 Помимо основной работы, Пачев руководит балетной студией при Музыкальном  театре. В определённом смысле он создал кузницу кадров, в которой занимаются дети разных возрастов.  
– У нас много талантливых ребят, хотя одного таланта, конечно, недостаточно, – считает гость «Кабардино-Балкарской правды». –  Артисту балета необходимы  трудолюбие, целеустремлённость и сила воли.  Только в этом случае у него есть шанс достичь высокого профессионального уровня. 
Национальной хореографией Рамед занимался с первого класса.  Сначала в Доме пионеров у Азиды Ныровой, потом у знаменитых Хашира Дашуева и Мухтара Кудаева. Кроме того, он хорошо пел и даже участвовал в региональных и всероссийских конкурсах.  Пачев видел себя певцом, но жизнь распорядилась иначе. Окончив восемь классов, он поступил в местное культпросветучилище на отделение хореографии. Его педагогом стала Элла Огай – выпускница ташкентского училища, которая в своё время танцевала в Узбекском театре оперы и балета.  Первые уроки академического танца Рамед получил у неё, и во многом это определило его дальнейшую судьбу.  
– В мои студенческие годы главным балетмейстером Музыкального театра был Булат Губжоков, – вспоминает хореограф. – Он пришёл в училище и пригласил нас с однокурсником в балетную труппу на полставки. С тех пор я полюбил театр и, окончив училище,  не собирался что-то менять. Мои друзья танцевали в «Кабардинке» и звали меня в коллектив. В то время балетмейстером ансамбля был Мутай Ульбашев. Посмотрев, как я танцую, он предложил забрать документы из театра и устроиться к ним. Я начал ходить на репетиции, но со временем встал перед дилеммой  – классическая или национальная хореография. В конечном счёте победил балет, и у меня нет сожалений по этому поводу. 
Через год он решил продолжить образование и поступил в Краснодарский институт культуры. Окончив его с отличием, остался в Краснодаре. Работая в театре оперетты, Пачев осуществил  свою давнюю мечту,  поступив в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. 
В Москве он познакомился с человеком, который сыграл знаковую роль в его творческой биографии. Известная испанская танцовщица Пилар Риоха ещё при жизни удостоилась нескольких памятников. Она часто выступала в СССР и вела в ГИТИСе ежегодные  мастер-классы. 
– Мне всегда нравились испанские танцы, и я занимался ими с удовольствием, – вспоминает Пачев. – Пилар обратила на меня внимание, и со временем у нас завязались дружеские отношения. После окончания института она пригласила меня в Мехико в академию танца, названную в её  честь.
На дворе стоял 1990 год. Советские граждане не были избалованны заграничными поездками, и для балетмейстера перелёт в Мехико стал незабываемым событием.  Город поразил своими грандиозными размерами и изобилием товаров на полках в магазинах. В Мексике он стажировался полгода. Причём оплатил только стоимость билетов. Все остальные расходы академия взяла на себя.  
Рамед Пачев поставил огромное количество спектаклей. Для него все они, как дети: одинаково любимы. 
– Ко всему, что делал,  я подходил постепенно. Задачи передо мной стояли разные – по масштабу и замыслу, но каждая постановка  занимает своё особое место, как книга на полке, – объясняет наш собеседник.  
Симбиоз классики и национального танца. Насколько это возможно и допустимо?  Пачев не против таких экспериментов при условии, что это сделано аккуратно  и со вкусом. 
– Сочинять и внедрять всегда очень сложно, – говорит он. – Я хорошо помню, как начинал работать с национальным материалом. Первой постановкой стала миниатюра «Адиюх» в исполнении артистов «Кабардинки». Она сочетала в себе элементы классики и традиционной хореографии. 
Лучшая оценка – это мнение профессионала. Недавно наша труппа выступала в Махачкале, представляя спектакль «Волшебная свирель Ашамаза». После спектакля Пачева пригласили в кабинет директора Дагестанского театра оперы и балета. Там его ждал известный балетмейстер и педагог, народный артист СССР Олег Виноградов. Нашего земляка мэтр никогда раньше не видел, но, высоко оценив постановку, решил с ним познакомиться. Виноградов поздравил Пачева с талантливой работой, заметив, что работать с национальным материалом всегда тяжело.
–  Он прекрасно знал, о чём говорит. Олег Михайлович – первый постановщик балета «Горянка» на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, – объясняет наш гость.  – Работа с национальным материалом предполагает изучение фольклора, обычаев и бытовых особенностей. В эту тему нужно погружаться целиком, чтобы избежать ошибок и неточностей. Соединение лексики классического танца и традиционной хореографии – задача не из лёгких. Произведение должно стать единым целым, а не разрозненными отрывками.  
Следующей  постановкой в этом ряду стал «Гимн восходящему солнцу». На этот раз балетмейстер вынужден был изменить подход и  искать новые решения. Судя по реакции публики, эксперимент прошёл успешно. Спектакль получился свежим, живым,  зрители встретили его с интересом. 

Эдуард БИТИРОВ
Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

26.11.2020 - 07:47 Глава КБР принял участие в совещании рабочей группы Госсовета по противодействию распространению COVID-19

Мэр Москвы Сергей Собянин провёл в режиме ВКС селекторное совещание рабочей группы Государственного совета по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. В его работе приняли участие Глава КБР Казбек Коков, Председатель Правительства КБР Алий Мусуков.

26.11.2020 - 07:47 Дипломы международной выставки за активное участие

Завершилась главная продовольственная выставка Северо-Запада «Петерфуд-2020», участие в которой приняли семь производителей продуктов питания из Кабардино-Балкарии.

26.11.2020 - 07:46 Логистика инновационного садоводства

Инвестиционный проект по строительству современного логистического комплекса мощностью семь тысяч тонн единовременного хранения плодов планирует реализовать в Баксане до конца года общество с ограниченной ответственностью «Агрохолод».

26.11.2020 - 07:45 Животноводство КБР: тенденция роста сохраняется

По данным  Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу, по итогам 10 месяцев 2020 года в Кабардино-Балкарской Республике сохраняется тенденция роста объёмов производства продукции животноводства.

26.11.2020 - 07:44 Страховые выплаты – по почте

Жители Кабардино-Балкарской Республики могут получить страховые выплаты от Фонда социального страхования (выплаты по больничным листам, по беременности и родам, по уходу за ребёнком) в отделениях «Почты России».

26.11.2020 - 07:43 Поддержать предпринимательскую инициативу

В век информации и изменений, происходящих невероятно быстро, время становится одним из самых ценных ресурсов.

26.11.2020 - 07:42 Декада приёма граждан

В связи с 19-летием со дня создания всероссийской политической партии «Единая Россия» Кабардино-Балкарская региональная общественная приёмная (РОП) в Нальчике (пр.

26.11.2020 - 07:42 Хусейн Мацухов награждён почётным знаком

В республиканском военкомате состоялось награждение почётным знаком «Союза ветеранов группы войск в Германии» (ГСОВГ, ГСВГ, ЗНВ) Хусейна Мацухова.

26.11.2020 - 07:41 Изменены схемы движения маршрутов общественного транспорта

В Нальчике внесены изменения в схемы движения некоторых маршрутов общественного транспорта. В частности, речь идёт о 25-м и 17-м маршрутах.

26.11.2020 - 07:40 Поставка лекарств в республику продолжается

Число подтверждённых случаев заражения COVID-19 в КБР за последние сутки увеличилось на восемьдесят восемь и составило двенадцать тысяч двести пятьдесят три человека.

СВЕЖИЕ НОМЕРА ГАЗЕТ КБП:

24.11.2020
21.11.2020
19.11.2020
17.11.2020