Символы тысячелетий

В  Ставрополе в краевом музее изобразительных искусств состоялось открытие персональной выставки художницы из Нальчика Виктории Аксировой.
Уроженка Ставрополя, член  Союза художников России, награждённая серебряной медалью Творческого союза художников России за вклад в отечественную культуру, Виктория Аксирова – дочь известного ставропольского художника-реставратора Льва Николаевича Бюлля (1924–2018). Во время учёбы на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского государственного педагогического  института она познакомилась с будущим мужем Михаилом Аксировым, ныне заслуженным художником Российской Федерации.  В Нальчике у них родились двое детей. Их дочь Тамара Аксирова тоже стала художником, летом текущего года в Арт-центре Мадины Саральп прошла выставка её работ. Сын Амир Аксиров – дизайнер интерьеров. Сама Виктория Аксирова с 1994 года активно принимает участие в профессиональных художественных выставках республиканского, зонального и российского значения.  
На открытие выставки в Ставрополе поздравить Викторию пришли ее одноклассники и друзья, представители общественности, ставропольские художники, а также сотрудники Краеведческого музея и Ставропольского ботанического сада, работавшие с её родителями.
Открывая выставку, заслуженный работник культуры РФ, почётный член Российской академии художеств, директор музея Зоя Белая отметила, что известная как художник по текстилю, сегодня Виктория Аксирова предстала перед зрителем в новом качестве: большую часть экспозиции из 40 работ занимает живопись, которой художница отдаёт предпочтение последние два-три года. Это изысканные по цвету, глубокие по содержанию, с ярко выраженной авторской манерой письма 33 картины. Это картины-рассуждения, картины-раздумья о детстве и о взрослении, о сегодняшнем мире, общечеловеческих ценностях и об очень сокровенном.
Со своей стороны, председатель Ставропольской городской думы Георгий Колягин отметил необычайную женственность выставки и светлый настрой представленных на ней работ. Выступавшие на открытии художники и музейщики отмечали искренность и теплоту представленных работ, тонкий вкус и своеобразную палитру художницы.
Куратор выставки, искусствовед Ольга Бендюк, являющаяся также заместителем директора Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, отметила, что середина 2010-х годов стала переломной  в творческом развитии Виктории Аксировой. В  2016 году не стало её тестя – заслуженного художника КБАССР, лауреата республиканской Государственной премии за вклад в развитие культуры и искусства Кабардино-Балкарии Муаеда Аксирова – главного для неё авторитета в живописи. К этому времени сама Аксирова завершила свою многолетнюю педагогическую работу. «И тут открылось, иначе не скажешь, «второе дыхание»: художница решительно занялась живописью. Переход от гобелена к картине прошёл естественно: практически все работы написаны в последние два-три года, но в них нет неуверенности начинающего художника. Здесь и серьёзные глубокие темы, и самобытная авторская манера. Картины следуют одна за другой, и их сюжеты складываются, как в одеяле лоскутки, в цельный образ, представляющий общую картину бытия и особенности женского мира в нём», – говорит О. Бендюк. 
Говоря о художественных ориентирах творчества В. Аксировой, ставропольский искусствовед выделила японскую гравюру эпохи Эдо (XVII–XVIII в.), Парижскую школу первого периода (1900–1920), а также работы примитивистов рубежа XIX–XX века и русских художников Серебряного века. «Этот выбор определяет не только теоретический интерес и эстетические предпочтения, но стал для художницы инструментарием, базой для формирования собственной эстетики и творческой манеры. Линейно-декоративная структура, чистота цветовых отношений, осознанная деформация формы, приоритет стилизации, перетекание жанров – приёмы, характерные для декоративно-прикладного искусства, которые определились ещё в период работы над гобеленами. Теперь, перейдя в живопись, они обогатились живописной пластикой и смыслами сюжетных линий. Творчество Аксировой – яркий пример переосмысления классической традиции  и трансформации её в собственное видение». 
Особая тема для каждого человека – вопросы мироздания и своего места в нём. Самоопределение – большой кропотливый труд души, требующий честного самоанализа:  во что и чему верим, что ценим, от чего отталкиваемся. Как отмечает О. Бендюк, в своих картинах Аксирова определяет круг ценностей, которые формируют её духовную сущность: здесь и христианские, и восточные  религиозно-философские воззрения.  Дополняя друг друга, они гармонично и естественно уживаются в мировоззрении художницы, выводя на глубокие общечеловеческие темы. Это и чудо рождения («Рождество»), и великая ценность знания, которая сродни причащению («Пятница»), и надежда на духовное воскрешение («Воскресение»). В картинах рассуждения о неслучайности «случайного» («Встреча»), самообмане, заводящем в тупик  («Иллюзия пути приводит спящих в ещё более глубокий сон»), об изменчивости мира, перевоплощениях, возвращении  к истокам, невозможности убежать от себя («Фокус Десятого Аркана»). «Художница работает знаками и символами, которые тщательно отбирались тысячелетней историей развития разных цивилизаций, чтобы стать  в итоге общечеловеческими культурными кодами. Дожив до сегодняшнего дня, они, как нити-путеводители, пронизывают время-пространство, помогая сохранять нашу культурную и историческую память. Виктория Аксирова не ищет разницы в художественных традициях Запада и Востока, но, выбирая из них основополагающие принципы, выстраивает свою собственную эстетику».
Мы же со своей стороны отметим, что Ставропольский краевой музей изобразительных искусств и семью Аксировых-Бюллей связывают давние творческие отношения. В 2004 году в музее одна за другой прошли выставки «Живопись Муаеда и Михаила Аксировых» и «Семейный этюд». Последняя состояла из живописных этюдов и графики Л.Н. Бюлля и гобеленов В. Аксировой. В 2007 году в музее состоялась персональная выставка  Михаила Аксирова «Живопись похожая на джаз», приуроченная к его 50-летию.
 

 

И. Горев
Поделиться:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

29.10.2020 - 07:28 Казбек Коков провёл рабочее совещание с главами администраций районов и городских округов КБР

Казбек Коков провёл в режиме видеоконференции еженедельный «муниципальный час» с главами администраций районов и городских округов Кабардино-Балкарии. В его работе принял участие премьер-министр КБР А.Т. Мусуков.

29.10.2020 - 07:28 Республика отмечает 120-летие основоположника кабардинской литературы Али Шогенцукова

Исполняется 120 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской Республики, основоположника кабардинской литературы и создателя кабардино-черкесского литературного языка Али Асхадовича Шогенцукова.

29.10.2020 - 07:27 Уникальный детский автогородок будет восстановлен

Этот объект, как и республиканский автодром, должен работать. Такой вывод был сделан в ходе осмотра Главой КБР Казбеком Коковым детского автогородка и автодрома, которые некогда были гордостью Урванского района. Сейчас они не работают, хотя их необходимость неоспорима. 

29.10.2020 - 07:27 В Тереке проводится капитальный ремонт школы искусств

В городском поселении Терек развёрнуты масштабные работы по капитальному ремонту детской школы искусств. На сегодняшний день в здании уже установлены оконные блоки, завершено устройство кровли и электропроводки, ведётся отделка внутренних помещений.

29.10.2020 - 07:26 Четверть века обеспечивают бесперебойное энергоснабжение

Двадцать пять лет назад образовались Эльбрусские районные электрические сети, ставшие структурным подразделением акционерного общества «Каббалкэнерго». Была построена достаточно мощная производственная база,  в коллектив вошли бывшие специалисты энергетического хозяйства Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината.

29.10.2020 - 07:25 Учитель, поэт, воин

120-летний юбилей основоположника кабардинской литературы Али Шогенцукова отметили в республике. В Нальчике в числе праздничных мероприятий прошло возложение цветов к памятнику Али Асхадовича. Празднуют важную дату и пользователи социальных сетей.

29.10.2020 - 07:24 Роботы из Жанхотеко

Осенью 2017-го в окрестностях селения Жанхотеко в КФХ Жаннет Жаппуевой была открыта первая на Северном Кавказе роботизированная молочная ферма. Строительство фермы началось в ноябре 2016 года, в Австрии были закуплены 132 коровы бурой швицкой породы, оборудование поставлялось швейцарской компанией «ДеЛаваль».

29.10.2020 - 07:23 Долги ЖКХ-предприятий КБР за электроэнергию превысили 2 млрд рублей

По состоянию на 1 октября текущего года суммарная дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарии перед АО «Каббалкэнерго» (находится под управлением «Россети Северный Кавказ») превысила 2 млрд рублей.

29.10.2020 - 07:22 Сертификаты соответствия вручены предпринимателям

В Торгово-промышленной палате КБР вручены благодарственные письма наиболее добросовестным предпринимателям.

29.10.2020 - 07:21 Маски необходимы, пока не будет вакцины

Число подтверждённых случаев заражения COVID-19 в КБР за последние сутки увеличилось на восемьдесят девять и составило девять тысяч восемьсот тридцать один.

СВЕЖИЕ НОМЕРА ГАЗЕТ КБП:

27.10.2020
24.10.2020
22.10.2020
20.10.2020