Бескорыстно служил науке и литературе

В Государственной национальной библиотеке им. Т.К. Мальбахова прошло мероприятие, посвящённое 85-летию со дня рождения писателя, историка, этнографа, члена Союза писателей СССР, заслуженного деятеля науки КБР, дважды лауреата Государственной премии Кабардино-Балкарии, профессора Сараби Хажмастафовича Мафедзева.
Мероприятие, подготовленное отделом национальной и краеведческой литературы, которым заведует Лейла Гергокова, к событию представило обширную книжно-иллюстративную  выставку под названием «Бескорыстное служение науке и литературе», сопровождаемую видеопрезентацией книги С. Мафедзева «Адыгэ хабзэ».
Ведущая вечера – заслуженная артистка КБР, актриса Кабардинского театра им. А. Шогенцукова Фатима Чехмахова, открывая мероприятие, подчеркнула, что юбилейная памятная дата – 85-летие Сараби Мафедзева – одно из событий, обязывающих общественность помнить о долге перед людьми, которые внесли  достойный вклад в науку и литературу. К числу таких относится и незабвенный Сараби Мафедзев.
Собравшихся приветствовал и.о. министра культуры КБР Мухадин Кумахов. Он акцентировал внимание на несомненной значимости личности С. Мафедзева для истории культуры Кабардино-Балкарии, служению которой он отдал без остатка свою жизнь. Его пытливый ум учёного, человека с большой буквы, настоящего представителя национальной интеллигенции может служить примером для новых поколений деятелей науки и литературы. Человеку совестливому, масштабно мыслящему, С. Мафедзеву удалось успешно поработать  в разных направлениях, касающихся различных жанров литературы, лежащих в плоскости исследовательского и художественного поиска.
С основным докладом о жизни и творчестве С. Мафедзева выступил директор ГНБ, доктор филологических наук, профессор Анатолий Емузов. Он сказал: 
– Монументальные исследования Мафедзева внесли значительный вклад в развитие отечественного кавказоведения и не потеряли своей актуальности и сейчас как для научного сообщества, так и для простых людей. Книги Сараби Мафедзева по адыгскому этикету, традициям и обычаям, наверное, есть в каждой кабардинской семье. Тот, кто жил для своего народа, никогда не будет им забыт.
Председатель правления Союза писателей КБР, народный поэт Муталип Беппаев в своей речи отметил, что Сараби Мафедзев является автором широко популярных произведений, в числе которых повести «Дорога молодости», «Чёрная бурка», «Добрые гости», роман «Медвежий коготь», а также принесший автору заслуженное признание читателей «Достойные гыбзы». Этот  роман, написанный в лучших традициях исторического повествования, литературной критикой был отнесён к ряду лучших художественных полотен, посвящённых трагическому пути, пройденному  адыгами в своём стойком сопротивлении за утверждение идентичности.
Один из лучших знатоков адыго-кабардинской художественной словесности, доктор филологических наук Хангери Баков, останавливаясь на особенностях творчества С. Мафедзева, отмечает: «Сами адыги стали осваивать историческую  тематику лишь в советский период. Наши писатели, находившиеся под идеологическим прессом, как и представители других младописьменных народов, осваивали жанр историко-революционного романа. По сюжетам это были  однотипные повествования, хотя многие удостаивались высоких наград и премий. В то же время нельзя принижать их роль в зарождении и становлении прозы, каковой явилась  проза С. Мафедзева, касающаяся двух его романов – «Достойные гыбзы» (плача) и «Медвежий коготь», в которых на фоне исторических событий чётко отражён национальный абрис адыгов, стойко сражавшихся за свою самобытность в эпохи Екатерины II и Николая I. В указанных произведениях точно показан образ человека, адыга в данном случае, в подчёркнуто «этнической аранжировке»,  позволяющий читателю чётко разграничивать национальное, исконно адыгское своеобразие персонажей и всего вещного антуража романов».
В своих выступлениях журналисты, заслуженные работники культуры КБР Светлана Моттаева и Жаухар Аппаева рассказали о своём сотрудничестве с Сараби Мафедзевым, о том, что являлись авторами статей и очерков о нём, а также интервью. Жаухар Аппаева даже в одной из рецензий отметила ряд недостатков произведения, после которой состоялась встреча с писателем, полезная и  интересная для обоих, продолжившаяся постоянным сотрудничеством. К тому же Жаухар Мустафаевна высоко оценила роль личности Сараби Мафедзева в эволюционном развитии национальной литературы и этнографии. 
Светлана Моттаева, автор ряда публикаций о творчестве С. Мафедзева, подчеркнула, что характерной чертой писателя, его творческого стиля явился синтез истории и художественности. Такие писатели, как С. Мафедзев, сказала она,  продолжили лучшие традиции русских писателей – Л. Толстого, А. Толстого, Д. Мережковского, А. Чаковского, Д. Гранина и других, исторические романы которых вошли в золотой  фонд отечественной и мировой литературной классики.
Для лауреата Государственной премии КБР, заслуженного журналиста Владимира Кудаева, хорошо знавшего и почитавшего Сараби Мафедзева как замечательную личность, писатель стал, несмотря на разницу в возрасте, другом, наставником и собеседником. А монография об адыгэ хабзэ – не только настольной книгой, но и стимулом для создания труда, посвящённого театру духовности адыгов, традициям,  обычаям и этикету, лучшие из которых актуальны и сегодня.
В. Кудаев выступил с предложением создать памятник «Адыгэ хабзэ».  
– Воздвигают же статуи огурцам, кошкам и т.д., а тут выдающийся труд, духовная сокровищница родного народа, почему бы и нет? 
При всём трагическом развороте кавказской  войны, её кровавых законов Северный Кавказ становится для русской культуры символом вольности, а горцы – его живым воплощением. Взаимосвязи двух различных культур не будут отменены ни самой вой-ной, ни её последствиями.
В этой трагической ситуации и рождается у М. Лермонтова вопрос: «Я думал: «Жалкий человек,/ Чего он хочет?... Небо ясно,/ Под небом места много всем,/ Но беспрестанно и напрасно/ Один враждует он – зачем?».
Лучшим ответом на этот  трагический вопрос в кабардинской литературе  я считаю роман Сараби Мафедзева «Достойные гыбзы», в котором автор воссоздал реальную историческую основу романа.
Трагедия адыгов и других народов Кавказа как раз в том, что необузданная свобода каждого, за которую они готовы умереть, затрудняет политическую необходимость объединиться для борьбы с грозным противником.
Неотвратимость трагического исхода, казалось бы, бытовой ситуации диалога, в частности, генерала и князя – персонажей романа –  заложена в самих характерах и исторических обстоятельствах. Для генерала нет нужды ловить птицу вольности горцев, её  можно просто убить, как можно уничтожить и весь народ. Инстинктивное движение князя, отводящего смерть от вольной птицы, обернётся гибелью для него. Но даже если бы у него было время размышлять, он бы не поступил иначе. Птица для него – не только символ свободы, но и символ его вольного народа. А за него он готов пожертвовать жизнью, потому что «честь идёт впереди души».
Воссоздавая противоречивую историческую ситуацию в своём романе, С. Мафедзев ведёт речь о плаче-причитании  по ушедшему героическому веку, о плаче по воинам, погибшим на    поле  брани с оружием в руках, сражаясь за свободу: таков исконный смысл гыбзы. Для нас  важна одна из кульминационных сцен романа писателя – диалог-поединок русского генерала Бибикова и адыгского князя Хачимахо. В  приведённом  диалоге  на  равных   противостоят друг другу действительно  достойные  противники.
От присутствующих  в зале родственников, в числе которых была вдова писателя, выступила внучка Сараби Мафедзева, руководитель пресс-службы Министерства культуры КБР  Лина Мафедзева. Она тепло вспоминала, кем был для семьи и внуков дедушка. Мудрый, светлый человек, во всём следовавший кодексу чести адыгов «Адыгэ хабзэ», он был примером для близких. 
– В нашей памяти, – подчеркнула Лина, – дедушка остался образцом всего лучшего, что есть у нашего народа. При нём у нас звучали народные песни, и мы, дети, с интересом слушали не только их, но и старались следовать наставлениями деда и его  добрым советам.
Л. Мафедзева  сердечно поблагодарила  работников ГНБ за организацию вечера памяти  Сараби Хажмастафовича, оставившего неизгладимый след в сердцах земляков и истории науки и литературы республики.
На вечере прозвучали народные песни в исполнении Асият Черкесовой, Оксаны Хакуловой и Амирхана Хавпачева.
 

 

 

 

 

Светлана Шаваева
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


26.02.2020
22.02.2020
20.02.2020
18.02.2020