Счастливое право быть равным среди равных

К 63-й годовщине восстановления государственности балкарского народа  в составе Кабардино-Балкарской АССР
Мир охвачен пандемией коронавируса по констатации Всемирной организации здравоохранения. К 26 марта от указанной инфекции на планете скончались 14 тысяч человек. Более и кратно устрашающие цифры известны ВОЗ, которая ведёт счет жертвам разного рода вирусов, уносящих человеческие жизни.
Мы все внимательно выслушали обращение главы нашего государства к жителям Российской  Федерации, где были приведены социально позитивные меры, вводимые в стране в связи с обстановкой по коронавирусу, сдвигающему акценты нашего бытия в период пандемии. Но жизнь продолжается. «Повестка дня» остаётся, как и велит календарь знаменательных и памятных дат.
В череде исторически важных событий общественность Кабардино-Балкарии не может  обойти вниманием дату – День возрождения балкарского народа – дающую нам право ощутить 28 марта как праздник. Праздник восстановления автономии балкарского народа в составе  Кабардино-Балкарской АССР.
Этому предшествовали два политических  акта. 9 января 1957 года Президиум  Верховного Совета СССР издал Указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР», а 28 марта 1957 года в Нальчике открылась сессия Верховного Совета республики. В её повестке одним из основных оказался вопрос о восстановлении автономии балкарского народа в подтверждение Указа (от 9 января 1957 года) Президиума Верховного  Совета СССР.
Таким образом, 28 марта по решению Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР с 1994 го-
да считается национальным праздником республики. Следует добавить, что Указ Президиума Верховного Совета СССР и сессия Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР были с удовлетворением восприняты всеми народами, проживающими на  территории Кабардино-Балкарии.
Наша республика торжественно отмечает эту историческую великую дату, целью которой является положить конец страданиям балкарского народа, испытавшего на себе государственный геноцид, длившийся в его судьбе в течение тринадцатилетней  депортации с засильем комендантского режима. Апофеозом всех мер и мероприятий, являвшихся содержательным дискурсом к возвращению доброго имени и вследствие чего восстановления государственности балкарского  народа с учреждением праздника – Дня возрождения балкарского народа, стало признание государством геноцида балкарского народа. Тому подтверждение обращение первого Президента Российской Федерации к балкарскому народу от 5 марта 1994 года. Документ, который балкарский народ ждал 50 лет. Вот короткий фрагмент из этого исторически значимого документа: «Сегодня в скорбный день насильственного переселения балкарцев низко склоняю голову перед памятью безвременно погибших в ссылке, выражаю искреннее сочувствие и соболезнования их родным и близким. Как Президент Российской  Федерации приношу извинения за допущенную несправедливость». И здесь же –
о мерах реабилитации и государственной поддержке балкарского народа, его возрождения и развития.
Несколько мыслей о семантике слова «возрождение», которое в определённой степени не вполне и не всеми адекватно воспринимается. Как филолог смею заметить, что в словаре  русского языка от В. Даля и до современных изданий это понятие многозначное, говорящее не о тотальном исчезновении того или иного этноса с исторической арены, а о новом его всплеске, новом рывке к продолжению жизни. И День возрождения балкарского народа как языковое словосочетание вполне укладывается в реальное положение вещей – мы были, мы есть, мы будем. Способные в титаническом рывке развивать дальше вековечные ростки, позволявшие нам называть себя народом, членом многоликого  сообщества людей.
 Сегодня наказанные народы (по Н. Коржавину), в их числе и балкарцы, всем своим существованием подтверждают свои позитивные нравственно-этические черты – трудолюбие и благородство, доброжелательность,  братское отношение ко всем живущим рядом народам. Мы вновь вернули себе  вековечный авторитет народа, рядом с которым вполне комфортно чувствуют себя представители других национальностей.
Мне, как человеку в какой-то степени имеющему отношение к культуре, можно было бы  долго перечислять вклад балкарцев в обновление, в катарсис духа. Но утешусь мыслью, что в контекст, в партитуру возрождения (восстановления, нового взлёта) так значимо ложатся имена и свершения моих земляков, в совокупном выражении ставших  творцами оды радости, гимна, ставшего музыкальным камертоном ООН. В этой  людской реке нота балкарского народа  вполне ощутима и осязаема.
 День возрождения логически осмысленно воспринимается нами, а ещё нашими выдающимися  классиками слова. В  стихотворном посвящении Кайсыну Кулиеву читаю  завершающие строки другого классика – Бориса Слуцкого:
Поэты малого народа,
И так бывает на Руси,
Дождались всё же оборота
Истории вокруг оси.
Один из самых  ярких символов возрождения – Мемориал жертв  политических репрессий балкарского народа в самом живописном уголке курортной зоны Нальчика – Долинске. Его архитектор – выпускник Академии художеств (Санкт-Петербург) Малик Гузиев представил мемориал как пантеон, кешене-усыпальницу, символично восстановив древний сакральный  приют. В то же время именно в мемориале, руководит которым заслуженный работник культуры КБР Фаризат Теммоева, сосредоточена (и в развитии) огромная «историческая книга», автором  которой является народ. Перед глазами каждого, кто входит сюда, разворачиваются масштабная панорама жизни и судьбы балкарского народа. Лица, герои разных времён и эпох, достижения в экономике, политике, культуре, искусстве и многое другое  предметно являют нам нас же самих в горниле исторических изломов и преобразований. Здесь мы видим черты возрождения, превосходно и исторически выверенно отражающие всё, чем жил и живёт балкарский народ. 
По справке о деятельности мемориала, любезно предоставленной мне Ф. Теммоевой, я воочию вновь убедилась, какую громадную работу по воссозданию истории балкарского народа проводит небольшой коллектив сотрудников  музея. Экспозиция мемориала, по сути, историко-этнографическая, вобрала в себя такие периоды, как дореволюционный, довоенный, военный (1941-1945 гг.) и депортация (1944-1957 гг.).
Материалы мемориала являются основательным предметным отражением темы возрождения балкарского народ в контексте идеи Дня его возрождения.
 

Светлана МОТТАЕВА
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


28.05.2020
27.05.2020
23.05.2020
21.05.2020