Учиться, чтобы учить

Группа сотрудников КБГУ в числе представителей других российских университетов в середине марта приняла участие в проходившей в Москве очной школе для команд вузов-организаторов проектно-образовательных интенсивов по модели «Университета 20.35.».
 
Модель образования в будущем
 
С 2018 года в нашей стране начала распространяться модель образования будущего – вуз, не выдающий дипломов, не имеющий стен и постоянных преподавателей, но дающий актуальные и необходимые знания. Ответственность за развитие такой модели и подготовку кадров для цифровой экономики взял на себя «Университет 20.35», который действует в рамках Национальной технологической инициативы – государственной программы развития перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики.
Работа первого в России университета, обеспечивающего профессиональное развитие человека в цифровой экономике, рассчитана на короткий жизненный цикл – с 2020 по 2035 год. Его образовательная модель сочетает проектную деятельность, переход на индивидуальные образовательные траектории и построение цифрового профиля компетенций человека.
Наряду с предоставлением методик и наборов цифровых сервисов для проведения проектно-образовательных интенсивов «Университет 20.35» проводит и очные мероприятия. Точнее, проводил до второй половины марта, когда учреждения образования перешли на удалённое обучение.
Очная школа для команд вузов-организаторов проектно-образовательных интенсивов прошла в Москве на базе национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (прежде – Московский институт стали и сплавов). Наряду с Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х.М. Бербекова для участия в ней своих представителей направили Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Московский информационно-технологический университет, вузы Ростова, Севастополя, Воронежа, Чувашии, Тольятти, Вятки.
На общественной площадке «Коммуна» состоялись лекции, тренинги и мастер-классы. Команды представили коллегам свои разработки будущих проектно-образовательных интенсивов, направленных на развитие у студентов компетенций технологического и социального предпринимательства, вовлечение их в решение реальных производственных задач с использованием сквозных технологий, имеющих ключевое значение для развития сразу нескольких перспективных отраслей.
 
Системный подход
 
В состав команды КБГУ вошли профессор кафедры госпитальной терапии КБГУ, главный специалист-гинеколог детского и юношеского возраста Министерства здравоохранения КБР Зарета Камбачокова, программный директор «Точки кипения» КБГУ Анзор Бжекшиев, доцент кафедры физических основ микро- и наноэлектроники, кандидат физико-математических наук Кантемир Бжихатлов и директор департамента сопровождения проектов НТИ и общественных мероприятий КБГУ Танзиля Махиева.
– Мы защищали концепцию проекта образовательного интенсива «Цифровая высота» второй волны, чтобы вместе с руководством вуза утвердить в сознании всех наших сотрудников понимание того, что в КБГУ такого рода деятельность будет иметь системный характер, – рассказали участники очной школы.
Первая волна трёхмесячного проектного интенсива под эгидой Агентства стратегических инициатив и «Университета НТИ 20.35» прошла на базе коворкинг-центра КБГУ «Точка кипения»  в апреле-июне 2019 года. Тогда от претендентов на участие было получено более 350 заявок, а после жёсткого отбора по компетенциям сто студентов различных направлений подготовки получили право работать над проектами. В результате было защищено восемь проектов, один представлен в Москве на выставке достижений народного хозяйства – это проект «Pixxelz People» по созданию линейки одежды с интерактивными графическими элементами в виде дисплеев на автономном питании. На такой одежде можно размещать рекламу и иную информацию. Социально значимая перспектива проекта – создание гаджета для людей с нарушением слуха, глухонемых, позволяющего транслировать жесты в слова.
В 2020 году заявки на участие второй волны интенсива «Цифровая высота» подали более 2400 студентов.
 
Вторая волна
 
Перед запуском проекта необходимо было составить «дорожную карту», оформить пакет документов, то есть подтвердить готовность вуза к проведению интенсива с таким большим количеством участников. Этому в большой степени способствовало участие команды КБГУ в московской очной школе по модели «Университета 20.35». Образовательный процесс в вузе ориентирован на разработку проектов, которые могут получить практическое воплощение. В принципе все образовательные программы вуза являются проектоориентированными.
Несмотря на эпидобстановку, связанную с распространением опасного коронавируса, планируется запустить проект весной, так как университет располагает техническими возможностями для коммуникационного взаимодействия больших групп учащихся и преподавателей.
Прежде чем помогать студентам, преподаватели должны определить концепцию собственного профессионального развития в условиях цифровой экономики и овладеть методикой руководства проектной деятельностью. В рамках интенсива над каждым проектом работает смешанная группа, в состав которой входят не только студенты различных специальностей, но и преподаватели – в качестве тьюторов, наставников, экспертов. В одной команде работают представители нескольких институтов и факультетов вуза, каждый курирует свой блок вопросов. В итоге получается продуктовый результат, с которым можно выходить на поиск инвестора для запуска нового проекта в той или иной области деятельности. Причём под продуктом понимается не только физический объект. Это могут быть методики, технологии – всё, что смогут сгенерировать студенты. Например, мобильные приложения, способствующие образовательному процессу, в том числе в условиях удалённого доступа, что сейчас весьма актуально.
– Мы постарались быть в числе вузов, которые свое-временно подготовились к работе в новых условиях. С этой целью руководство КБГУ, преодолевая сопротивление сторонников традиционных форм обучения, в течение пяти лет системно решало вопросы, связанные с цифровизацией образовательного процесса: учреждение образования было оснащено современным цифровым оборудованием, преподавателям и студентам предоставлена возможность получить цифровые компетенции и участвовать в проектах федерального уровня, – отметила Т. Махиева. – В достижение этих результатов большой вклад внесли сотрудники нашего департамента и «ядерная группа» университетской «Точки кипения».
Многократное увеличение количества заявок на участие в интенсиве «Цифровая высота» второй волны по сравнению с предыдущей свидетельствует о стремлении молодёжи ещё на стадии обучения работать в рамках цифровой экономики над проектами будущего.
 
Ирина БОГАЧЁВА
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


28.05.2020
27.05.2020
23.05.2020
21.05.2020