Быть услышанным

«Делясь самым сокровенным, ученики знают, что всё сказанное останется в пределах моего кабинета. У ребёнка должно быть место, где он может оставить свою боль, переживания, где он может быть услышанным и не преданным», – слова психолога Элины Орквасовой, в настоящее время работающей в гимназии №14. Недавно она стала победителем городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года Нальчика-2020».
Элина окончила МЭСИ по специальности «Психология». Она изучала клиническую психологию, получив соответствующий диплом. На момент выбора будущей профессии психология привлекла её своей новизной, необычностью и потенциальными возможностями. Сегодня, помимо детской психологии, ею освоено направление «семейная психология», а также «гештальт психология». Результаты в работе с пациентами она считает своими достижениями, за последние три года Элина ощутила профессиональный рост и уверенность в своих силах. Слушая детей, она видит, как ярко они проявляют свои эмоции физически, телом, невербальный язык которого помогает понять ребёнка, являясь «палочкой-выручалочкой» в работе с ними.
– Кто первый видит проблему школьника?
– Как ни странно, первыми замечают проблему не столько родители, сколько классные руководители и учителя начальных классов, так как они проводят в тесном взаимодействии с детьми достаточно много времени. Поступают запросы и от родителей – поработать с ребёнком, дать рекомендации. Порой папам и мамам приходится объяснять, почему такая работа важна и нужна, у некоторых из них возникает чувство вины и стыда, и тогда важно донести до них, что психолог работает не с больными, а с психически здоровыми людьми, у которых возникли трудности. Не могу не отметить хорошую информированность по теме психологии и самих школьников в сравнении с людьми старшего поколения, они не боятся открыться психологу, могут обратиться к специалисту и самостоятельно. Есть дети, которые приходят ко мне, скрывая это от учителей, одноклассников и даже родителей. Они чувствуют потребность в разговоре, доверяют мне.
– С какими вопросами чаще к вам обращаются?
–  Большинство вопросов, с которыми родители обращаются к психологу, связаны с трудностями адаптации ребёнка к школе, новому образу жизни, коллективу, преподавателям, и таких детей сейчас достаточно много. Моя функция – помочь ребёнку не бояться этого, полюбить школу и процесс познания нового. К тому же сегодня много обращений школьников девятого-одиннадцатого классов по поводу фобий перед ОГЭ и ЕГЭ, перед своим будущим. Мы занимаемся с ними профориентационной работой, тестируем, беседуем, направляем. Раньше в гимназии я вела специальный урок по профориентации, на котором мы прорабатывали каждую профессию, разбирая её плюсы и минусы, изучали детей, играли в игры, создавая и проигрывая ситуации о приёме на работу, собеседование и.т.д. Благодаря этим занятиям дети узнавали не только как выбрать будущую специальность, но и как правильно написать резюме, что в итоге приведёт к долгожданному трудоустройству. Отмечу и обращения по поводу семейных проблем и вопросов, касающихся взаимопонимания с учителями и одноклассниками. Трудности школьника могут возникать и из-за проблем в семье, разногласий, например, с мамой, тогда я разговариваю с ней, и, меняя её отношение к каким-то вещам, мы помогаем её ребёнку.
– У вас есть своя программа?
– Программа есть и не одна, но знакомить с ними нужно, не рассказывая, а демонстрируя на практике. Мои разработки касаются подготовки и адаптации детей к школе и профориентации для старшеклассников. Интересны, на мой взгляд, адаптационные тренинги, в рамках которых школьники должны представить себя, например, в чужом городе, где им нужно найти работу, жильё, обустроить быт, проиграв и озвучив все эти ситуации. Этот тренинг я провожу дважды – в начале программы по профориентации и в завершение её. Как правило, я наблюдаю принципиальную разницу в подходе к ситуации, адаптивные навыки. Например, если до нашего курса школьники представляют себе нечто из мира фантастики или, наоборот, пугаются и мечтают о помощи родителей, которые тут же приедут и заберут их домой, то в конце курса они трезво и без паники оценивают ситуацию, логистику действий и рассказывают, как они проживут месяц в чужом городе поэтапно. В 10-11 классах я веду курс по авторской программе «Психология самоопределения подростка». Когда его писала, опиралась не только на академические знания, но и вспоминала себя, своих друзей в этом возрасте, плюс анонимно опрашивала детей, какие темы им было бы интересно обсудить. И хочу сказать, что те проблемы, которые когда-то беспокоили меня, и сегодня тревожат подростков: кто я в этом мире; как не быть одиноким; кого любить и как справиться, если любовь не взаимна; как быть с родителями, которые «лезут в душу», и прочее. Общечеловеческие проблемы не изменились, просто немного поменяли форму, раньше подростка волновало, что никто не зовет его гулять, а сейчас – что никто не пишет ВКонтакте. Тема одна – одиночество.
– На кого из профессионалов в области психологии вы равняетесь?
– Во-первых, это мой преподаватель, психотерапевт Андрей Фёдорович Ермошин и его направление психокатализа. Также отмечу интересных и всемирно известных личностей, таких как американский психолог и психиатр Эрик Бёрн, британский психолог и писатель Эдвард де Боно, немецкий психолог и психоаналитик Эрик Эриксон.
– Какова ваша профес-сиональная планка, планы на будущее?
– Планы прежде всего связаны с профессиональным ростом, хочется знать всё и сразу, но, к сожалению, не всегда удаётся включить интересующие меня курсы в плотный график работы. Хотелось бы больше читать, учиться и практиковать эти знания. Хочется открыть собственный курс по обучению специалистов направления «психология», применив личные знания и практику, учить чувствовать и понимать своих пациентов.
– Как вы пришли к участию в конкурсе?
– Парадоксально, но изначально я даже не планировала участвовать в нём, ведь у меня столько текущих дел, большой объём работы, а конкурс требует полной отдачи. Даже после первого этапа я была готова сдаться, но благодаря поддержке близких и коллег продолжила участие. В процессе пришлось отодвинуть на второй план привычные дела и сконцентрироваться на испытаниях, ведь если уж участвовать, то в полную силу, либо не браться вообще. Я, в принципе, такая: либо делаю хорошо, либо не делаю совсем.
– Чем запомнился «Педагог года»?
– Мы начали с презентации себя, предоставили характеристику профессиональной деятельности за последние три года, главные достижения, это был заочный этап. На очном были конкурсные испытания практической направленности. К примеру, проведение открытого занятия с учащимися, где я остановила свой выбор на теме «Путешествие в мир эмоций». Мне очень повезло с детьми, ребята ушли с отличным настроением, думаю, цель была достигнута. Второе задание предполагало проведение родительского собрания, для чего я выбрала актуальную сегодня тему: «Как не отбить у обучающихся желания учиться» и провела его в формате «круглого стола». Затем последовал мастер-класс, на котором я продемонстрировала навыки работы с фокус-группой коллег, после чего вместе мы проанализировали это занятие. Члены жюри высоко оценили мою работу. Хочу отметить, что мне очень помогает дополнительное образование гештальт-терапевта, благодаря чему у меня сформировано глубокое видение ребёнка. Я вижу проблему и работаю не просто на уровне консультации, а даю ребёнку поддержку, опору и необходимый ресурс. А ещё я всегда на стороне детей. Считаю, что в школе, да и просто в жизни каждого ребёнка должен быть кто-то, кто его поймёт. Иногда дети мне говорят: «Моя мама ведь тоже психолог, почему она меня не понимает?» А у мамы просто другие задачи. Она может очень любить ребёнка, но не знать, как в конкретной ситуации правильно его поддержать, потому что видит в нём сына или дочь, сильно тревожится, опираясь на свой опыт детства, влияющий на неё не лучшим образом. Психотерапевтов при подготовке учат абстрагироваться от личного и видеть человека целиком, работая на него. Большинство мам не умеют этого, у них просто нет таких навыков. Я могу заметить важные детали и дать необходимые подсказки, в том числе и мамам.
– Школьный психолог должен обладать педагогическими навыками или это не обязательно?
– Не обязательно. В работе психолога важно не просто подбодрить ребёнка, а найти в нем ресурсы, на которые он может опираться, увидеть, в чём корень его проблемы. Например, там, где учитель увидит агрессию и скажет: «Не дерись, не прогуливай школу, не веди себя так!», психолог будет искать начало такого поведения, его причину. Когда внутреннее благополучие наладится, уйдут и агрессивные формы поведения, потому что они, скорее, симптом, истинная причина скрыта от глаз. Я хочу подвести ребят к пониманию самих себя, ведь с самим собой мы проводим всю жизнь. Психолог видит причину и работает над ней. Этому не учат педагогов, у них другие задачи.
– Как конкретно можно помочь школьнику?
– Во-первых, не смотреть на него через призму оценок и поведения. В каждом из них есть что-то хорошее. Дети приходят ко мне потому, что я их слушаю и не вставляю безапелляционные коррективы типа: «Тут ты не прав! Это не то!» Те же двоечники могут быть очень интересными детьми, со своими взглядами на жизнь, им надо дать возможность показать себя, а это произойдёт только при доверии. Надо разобраться, почему ученик – двоечник. Может, не развиты какие-то психические процессы, например, память, тогда нужно помочь развить её. К тому же есть особенности функционирования мозга, при которых что-то не даётся и не дастся никогда, просто нужно смириться, что здесь будет тройка всегда. В любом случае важно найти, в чём ребёнок хорош, и поддерживать в этом. А бывает просто отсутствие мотивации к обучению, тогда нужно искать его причины. Ведь маленькие дети всегда хотят учиться, им интересно всё знать. Значит, на каком-то этапе мы загубили эту тягу. Должен быть дифференцированный подход ко всем, просто помните, что ребёнок имеет право быть не таким, как вы, и не таким, как вам хочется. Конечно, этому сложно следовать. Ещё до рождения ребёнка у его родителей уже есть некоторый план в отношении того, каким он должен быть, как жить и чего достигнуть. А он рождается и нарушает эти планы. Его «ломают», в итоге получая очень подходящего и для всех удобного, но весьма несчастного человека. Если же у взрослых хватит мудрости увидеть его индивидуальность, опереться на его сильные качества, то этот ребёнок вырастет благополучным, реализованным, а главное – счастливым. 
 

Марина БИДЕНКО
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


21.05.2020
19.05.2020
16.05.2020
14.05.2020