Короткая, но яркая жизнь композитора

В эти дни исполнилось 70 лет со дня рождения композитора Тамары Блаевой. К сожалению, она рано ушла из жизни, но в память о талантливом композиторе остались её произведения.
Тамара Блаева родилась  14 мая 1950 года в Калининграде, где служил её отец Адиль Блаев. Вскоре главу семьи назначили на должность главного врача одного из госпиталей Прибалтийского военного округа, и семья переехала в Ригу. Музыкальное обучение Тамара начала в специальной музыкальной школе-десятилетке им. Э. Дар-
зиня при Латвийской консерватории, где занималась сначала в классе фортепиано, а позже факультативно и композицией. По окончании школы Тамара Блаева продолжила обучение в Ленинградской консерватории на теоретико-композиторском факультете в классе известного композитора, профессора Владимира Успенского. Здесь она совершенствовалась в игре на фортепиано и даже пробовала освоить орган.
Закончив обучение в консерватории в 1973 году, Тамара приезжает в Нальчик, на родину своего отца. Здесь она преподаёт музыкально-теоретические дисциплины в Нальчикском музыкальном училище, а также занимается любимым делом – сочиняет музыку.
Знакомство с этнической родиной, профессиональный интерес к национальным истокам стали новым этапом в профессиональном становлении молодого композитора. Тамаре было интересно в сёлах знакомиться с бытом и обычаями местных жителей. Её заинтересовало богатство нашей народной музыкальной культуры, своеобразие мелодий, наигрышей и танцев.
Вскоре Тамара Блаева приходит к мысли, что ей не хватает специальных знаний. Чтобы совершенствовать своё композиторское мастерство, в 1975 году она вновь едет в северную столицу, на этот раз для того, чтобы поступить в аспирантуру Ленинградской консерватории – в класс старейшего композитора и опытнейшего мэтра профессора Б. Арапова.
В этот период композитор начинает работу над несколькими крупными сочинениями – струнным квартетом, концертом для фортепиано с оркестром и виолончельным концертом. Современники отмечали, что эти произведения отличались современностью музыкального языка, остротой и напряжённостью драматургического развития.
Завершив учёбу в аспирантуре, Тамара вместе со своим мужем – бывшим сокурсником, композитором из Вьетнама Нгуен Ван Намом – вновь приезжает в Нальчик. Деятели искусства нашей республики, которым посчастливилось работать с творческой парой, отмечали, что этот семейный дуэт стал замечательным явлением в музыкальной жизни Кабардино-Балкарии. Два даровитых и высокопрофессиональных мастера во многом обогатили нашу музыкальную культуру. Так, к примеру, Нгуен Ван Нам посвятил нашей республике множество сочинений в различных жанрах. А его произведение «Адыгская симфония» считается одной из лучших симфонических страниц Кабардино-Балкарии. 
В эти годы жители нашей республики начинают знакомиться с музыкальными сочинениями Тамары Блаевой. В исполнении симфонического оркестра Кабардино-Балкарской государственной филармонии звучит её первый фортепианный концерт с виртуозной сольной партией, которую исполнила сама автор.
В 1979 году  на  концерте VII пленума Союза композиторов КБР  была исполнена её «Первая симфония». Повторно  она  прозвучала в Москве, в программе Дней культуры и искусства КБР, посвящённых 60-летию автономии респуб-лики. Там же, в концертном зале Дома композиторов, с  успехом была исполнена её «Баллада об Адиюх» для голоса и фортепиано – по мотивам нартского эпоса.
В последние годы Тамарой Блаевой  было  написано много серьёзных произведений. С интересом работала она и в жанре хорового искусства. В конце 80-х годов прошлого столетия раскрылся дар композитора в жанре вокальной музыки. Тамара Адильевна пишет песни, романсы, баллады, вокальные сюиты. Цикл  «Монолог горянки» на стихи Танзили Зумакуловой,  баллада «Роза Пиренеев» на стихи Али Шогенцукова известны в нашей республике и за её пределами. Многие и сегодня помнят и знают её песню «Пусть никогда не умирают дети» на стихи Кайсына Кулиева.  А после рождения дочери Тамара увлеклась сочинением детских произведений. Известны её песни для детей, а также цикл «Игры детей» на стихи Заура Налоева. Она всерьёз занималась  и  научной работой,  став автором многочисленных публикаций, посвящённых исследованию разных аспектов народной песни: мелодики, ритмики, традиционных видов многоголосной фактуры, особенностей строя, вопросам их жанровой классификации. Вершиной её научных изысканий стала диссертация «Традиционное песенное искусство адыгов».
Именитые наставники,  московские учёные Е. Гип-
пиус и Б. Ефименкова говорили, что из Тамары Блаевой  мог  вырасти настоящий учёный, создавший свою школу последователей. Тамара Адильевна успешно прошла предварительную защиту своей диссертации в Москве. Готовилась к защите, но планы рухнули в одночасье. 9 июля 1990 года её жизнь оборвалась. Похоронив супругу и соратника, Нгуен Ван Нам, забрав маленькую дочь, вернулся на родину во Вьетнам.
 

Анна ХАЛИШХОВА
Поделиться:

Свежие номера газет КБП


21.05.2020
19.05.2020
16.05.2020
14.05.2020