Недобросовестная конкуренция

Законом о защите конкуренции (п. 2 ст. 14.6) установлен запрет на недобросовестную конкуренцию – путём смешения продукции с товарами или услугами конкурента, путём копирования или имитации внешнего вида товара, упаковки, этикетки, названия, цветовой гаммы, фирменного стиля, иных элементов индивидуализации. О том, как территориальные органы ФАС России  расследуют подобные дела, рассказал начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Артур Куантов.
– В чём чаще всего выражается недобросовестная конкуренция? 
– Из п. 9 ст. 4 закона «О защите конкуренции» следует, что для признания действий актом недобросовестной конкуренции они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно: совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц); быть направленными на получение преимуществ в предпринимательской деятельности. Также противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации. Помимо указанных признаков, для каждого из составов нарушения необходимо установить специальные признаки.
– Расскажите об особенностях рассмотрения подобных дел.
– При сборе доказательств по подобным делам сотрудники Федеральной антимонопольной службы обращают внимание, чтобы все обстоятельства, положенные в основу позиции антимонопольного органа, были надлежащим образом подтверждены документально. Достаточность доказательств определяется комиссией антимонопольного органа исходя из конкретных обстоятельств каждого дела и оценки всех представленных доводов и документов. Перечень допустимых доказательств не является исчерпывающим. 
Имитация внешнего вида товара представляет собой своеобразное подражание товару конкурента с целью создания у покупателей впечатления о принадлежности таких товаров линейке имитируемых товаров. В связи с этим предметом рассмот-
рения дел данной категории является не только установление факта копирования как такового, а также воздействие такой тактики на конкурентную среду, выражающееся в возможном смешении товаров разных производителей, оформленных с использованием сходных элементов дизайна, цветовой гаммы и т.п. 
– Как доказать недобросовестную конкуренцию?
– В результате смешения товаров на рынке потребитель ошибочно принимает новую продукцию за давно ему известную, ориентируясь на знакомое ему обозначение, что вызывает отток потребительского спроса от товара правообладателя к товару со сходным до степени смешения обозначением.
Индивидуализировать продукцию могут как конкретные обозначения, не зарегистрированные в качестве товарных знаков, так и общий внешний вид, элементы оформления упаковки и другие средства. При смешении продукция хозяйствующего субъекта по тем или иным параметрам настолько напоминает продукцию конкурента, что потребитель способен принять его товар за товар конкурента. Констатация данной формы недобросовестной конкуренции предполагает: наличие конкурентных отношений между заявителем и предполагаемым нарушителем (факт введения в оборот товаров на одном и том же рынке); факт копирования или имитации предполагаемым нарушителем элементов оформления товара (фирменного стиля и т.п.) заявителя. Также наличие (обоснование) различительной способности у перечисленных элементов в качестве индивидуализации товара заявителя, то есть стойкой ассоциации потребителя товаров именно с заявителем и причинение или возможность причинения ущерба конкуренту.
– Как сотрудники ФАС России устанавливают факт копирования или имитации элементов оформления товара конкурента?
– Данное обстоятельство может быть установлено визуально должностными лицами антимонопольного органа в случае, если элементы дизайна скопированы полностью, однако в любом случае позиция должна подкрепляться более широкой выборкой оценивших наличие сходных (идентичных) элементов фирменного стиля. Источником таких данных может служить прежде всего социологическое или маркетинговое исследование, где перед респондентами поставлен вопрос о наличии сходства товара в целом или отдельных его элементов. Кроме того, возможно также использование в качест-ве доказательств заключений специалистов (патентных поверенных в сфере товарных знаков и т.п.), знакомых с нормативным регулированием и практикой по вопросу установления сходства до степени смешения визуальных и смысловых (фонетических) элементов индивидуализации.
Подтверждением различий товаров, которые производят заявитель и его конкурент, могут служить документально подтверждённые сведения о фактах осуществления заявителем мероприятий по продвижению своего товара – реклама, акции и т.д., направление коммерческих предложений и заключение договоров задолго до даты выявленного нарушения, участие в выставках, закупках, а также результаты опросов потребителей относительно узнаваемости. Для определения недобросовестной конкуренции может рассматриваться использование только таких обозначений, на основании восприятия которых потребитель идентифицирует товар как принадлежащий определённому производителю либо продавцу. Объектами, несанкционированное использование которых способно вызвать смешение, могут быть только способные нести функцию индивидуализации: обладающие различительной способностью либо приобредшие её в силу использования. Если форма товара связана в сознании потребителя с определённым производителем, несанкционированное её использование может привести к смешению. Не может считаться вызывающим смешение, например, реализация товара, внешне аналогичного товару конкурента, при том, что эта аналогия обусловлена какими-либо объективными причинами (батон хлеба, прямоугольная пачка масла и т.п., общепринятое цветовое сочетание на упаковках мороженого обусловлено вкусовыми добавками: коричневый – шоколадное, зелёное – с орехами и др.).
– Что может являться подтверждением причинения ущерба конкуренту?
– При рассмотрении фактов недобросовестной конкуренции сотрудники ФАС России проверяют наличие в действиях предполагаемого нарушителя существенного признака – направленности на причинение ущерба конкуренту на основании конкретных доказательств и документов. Важным показателем для доказывания данного признака является динамика продаж соответствующих товаров заявителя и нарушителя за спорные периоды.
Приведённые признаки могут подтверждаться заявителем путём представления экономического обоснования снижения доходов либо ожидаемой прибыли (бухгалтерских справок, писем контрагентов об отказе от контрактов либо уменьшении заказов, запросов уточнения или опровержения в связи с негативными публикациями относительно заявителя, сведений о снижении подписки на печатные издания и т.п.). Также следует учитывать, что копирование или имитация товара нарушителем в некоторых случаях могут повлечь не только (и не столько) перераспределение спроса на рынке, но угрожают деловой репутации бизнеса заявителя в случае, если изготовителем товара (поставщиком услуги) не поддерживаются требования к качеству работы, на которые рассчитывает потребитель, введённый в заблуждение фактом копирования элементов индивидуализации другого участника рынка.
– Какая за это последует ответственность?
– Ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся только во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, а не за любое незаконное использование таких результатов или средств, установлена ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ. Согласно определению Верховного суда РФ (№304-КГ15-8874 по делу 
№А67-4453/2014), не только продажа и обмен товара, но и любое иное введение в гражданский оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности является недобросовестной конкуренцией и может повлечь нарушение исключительных прав правообладателя, поскольку продвижение товара является неотъемлемой частью введения товара в гражданский оборот.

Ирэна Шкежева
Поделиться:

СВЕЖИЕ НОМЕРА ГАЗЕТ КБП:

Просмотров: 113
Просмотров: 190
Просмотров: 348
Просмотров: 201
Просмотров: 291